- поучения царям
-
ГO ЮЙ "Речи царств" ("Рассказы о царствах", "Поучения царям").Первый в Китае неофиц. историч. трактат, отразивший процесс зарождения филос. мысли и содержащий высказывания гос. деятелей о природных явлениях и обществ, событиях в восьми древнекит. царствах ("владениях" - го: Чжоу - домене номинально правящей дин., Ци, Лу, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) в 10 -5 вв. до н.э. Бань Гу (1 в.) и ряд др. кит. историков и мыслителей (Ван Чун - 1 в., Вэй Чжао - 7 в.) рассматривали "Г.ю." как "внешний", т.е. вспомогат., коммент. к "Чунь цю": "Чунь цю вай чжуань". Он приписывается ученику Конфуция Цзо Цюмину, к-рый считается также автором типологически и хронологически близкой "Г.ю." "Цзо чжуани" (являющейся "внутр.", т.е. основным, коммент. к "Чунь цю"), где тем не менее иначе трактуются отд. упомянутые в "Г.ю." события. По совр. данным, трактат составлен в 4 - 3 вв. до н.э. на основе более древних летописей и, вероятно, впервые опубликован в ред. Лю Сяна и его сына Лю Синя (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.). Совр. текст, состоящий из 21 цзюаня ("свитка"), восходит к печатному изд. 1033.В "речах" "Г.ю." высказаны положения, лежащие в основе учений различных филос. школ - конфуцианства, мо цзя, даосизма, легизма, иньян цзя и др. Существует также мнение, что в "Г.ю." представлена гл. обр. конф. политич. теория. Вместе с тем в трактате содержится, напр., древнейшее изложение основополагающего для кит. философии учения о силах инь ян, своим взаимодействием определяющих порядок "пневм (ци (1)) Неба и Земли", т.е. единую цепь природных и социальных процессов. Продуктивная гармония (хэ (1)) разнородных факторов, подобных инь ( 1 ) и ян (1), противопоставлена бесплодному единству "однородного" (тун (1)). В "Г.ю.", как и в "Цзо чжуани", отражена одна из ранних форм учения о "пяти элементах" (у син (1)) - почве, металле, дереве, воде, огне, лежащих в основе образования и упорядоченного существования всех вещей и явлений. Представления об инь ян, "трех светоносах" (солнце, луне и звездах), "пяти элементах" и т.п. синтезированы в образе "культуры" (вэнь), к-рая мыслится и в качестве совокупности гл. человеч. достоинств: "осторожности" (си), "верности" (чжун (2), см. Чжун шу), "благонадежности" (синь (21), "гуманности" (жэнь (2)), "должной справедливости" (и (1)), "мудрости" (чжи (11), "мужества" (юн (1)), "просвещенности" (мин (3)), "сыновней почтительности" (сяо 111, см. Сяо ти), "великодушия" (шу (3D, "уступчивости" (жан). В "Г.ю." подчеркнута роль людей (народа - минь) как важнейшей общекосмич. силы и наряду с верой во всемогущее "небесное предопределение" утверждается, что "Небо следует за людьми, совершенномудрый - за Небом". В целом, чтобы быть успешными, "человеч. дела должны составлять триаду с Небом и Землей". В об-ве и гос-ве гл. условием этого является управление с помощью этико-ритуальных норм (ли (2)) и "добродетели" (дэ (11).*Г.ю. Кн. 1, 2. Шанхай, 1979; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 295 - 302; Т.ю." ("Речи царств"). Пер. с кит., вступление и прим. B.C. Таскина. М., 1987; Koue уп. Discours des royaumes. Тг. С. de Harlez // Journal Asiatique. Ser. IX. T. 2. 1393; T. 3. 1894; Imber A. Kuo yii. An Early Chinese Text and its Relationship with Tso Chuan. Stock., 1975; d'Horman A. Guoyu. Propos sur les principautes Zhou-yu. Сотр. by R. Mathieu. P., 1985; **Карапетьящ A.M. Лингвисгич. анализ древнекит. памятника "Речи царств" // НАА. 1968. №6; Васильев К. В. Нек-рые вопросы изучения памятников древнекит. историографии // Письменные памятники Востока. Историко-филологич. исследования. 1975. М., 1982; Инь Мэнлунь. "Г.ю." чжэсюэ сысян яньцзю (Исслед. филос. идей "Г.ю.") // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1984. №1.А. И. Кобзев
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.