Лазарь Баранович

Лазарь Баранович

— архиепископ черниговский; ум. 3 сентября 1693 г. Год рождения неизвестен; судя по тем должностям, какие он занимал уже в 10-х годах XVII в. и по тому, что уже в начале 60-х он является человеком не только старым, но почти дряхлым, вероятно, что он умер почти столетним старцем. Родом из Малороссии, из мещан или крестьян; мирское имя его неизвестно; неизвестно и место первоначального обучения; окончательное образование получил в польских коллегиях. В начале 40-х годов XVII в. получил место наставника в Киевской академии; в 1650 г. определен ректором коллегии и игуменом киевского Братского монастыря. Время ректорства Барановича совпало с эпохою смутною и тяжелою для Малороссии, с годами войн Хмельницкого. Материальные средства коллегии оскудели, хотя Баранович привлек нескольких лиц, которые оказывали ей довольно щедрую денежную поддержку; и ученики коллегии не оставались спокойными зрителями событий — они уходили в ополчение Хмельницкого. Баранович оставил коллегию и с 1651 г. жил в монастырях Киево-кирилловском, Купятицком и Дятеловецком, нося звание игумена. В 1657 г. Баранович с рекомендательными письмами Хмельницкого и Выговского отправился в Молдавию и в Яссах, 8 марта 1657 г., митрополитом Гедеоном был хиротонисан в епископа черниговского. В это время жив еще был престарелый черниговский епископ Зосима (Прокопович); Баранович поселился в новгород-северском Преображенском монастыре и до кончины Зосимы, в 1659 г., в черниговской епархии было два епископа — подобные случаи очень редко допускаются в церковно-административной практике. 13 апреля 1857 г. умер митрополит киевский Сильвестр Коссов; Баранович получил временное блюстительство митрополичьей кафедры. Под его председательством должны были произойти выборы нового митрополита; представители московского правительства очень домогались, чтобы при этом малороссийское духовенство поставило бы себя под "благословение", т. е. в зависимость от московского патриарха. Но подобное решение должно было совершенно разорвать связь левобережной и правобережной Украйны, а такой разрыв насколько был желателен Москве, настолько же был неудобен Малороссии; Баранович довольно искусно обошел притязания московских воевод. Митрополитом был избран Дионисий Балабан, человек вовсе не склонный к Москве, и по-видимому не без поддержки Барановича: по крайней мере Дионисий уступил Барановичу три протопопии из числа подведомых митрополичьей кафедре и признал черниговскую епархию независимою от себя — она теперь была подчинена только константинопольскому патриарху; такое положение ее сохранялось во все время управления ею Барановичем. В 1660—1661 г. Баранович вновь был блюстителем митрополичьей кафедры, так как Дионисий должен был удалиться. Явившись не сторонником московских притязаний при избрании митрополита, Баранович впоследствии всегда сохранял верность Москве и даже в 1669 г. во время нападения поляков на Новгород-Северский, когда в Москве усомнились было в его верности, он, лично присутствуя в городе, много способствовал отражению поляков; поведение его в этом случае обеспечило ему на будущее время неизменно полное доверие и благодарность московского правительства. 12 октября 1666 г. Баранович прибыл в Москву, был принят государем и пользовался постоянно знаками особенного расположения. Он участвовал в суде над Никоном; к низложенному патриарху он относился довольно хорошо, сожалел его. Московское правительство предполагало на этом же соборе провести вопрос о подчинении малороссийского духовенства московскому патриарху; Барановичу удалось этот неприятный вопрос отстранить; принята была мера, которая на будущее время облегчала разрешение этого вопроса и в то же время была не неприятна Барановичу: без сношения с киевским митрополитом черниговская епископия была возвышена в архиепископию с некоторыми такими преимуществами, которые почитаемы были за принадлежащие только митрополитам; в случае, если бы пришлось уступить Киев Польше, предполагалось учредить в Чернигове митрополию и подчинение ее Москве было бы уже совершенно легко. Проведя около года в Москве, поднеся царю и важнейшим вельможам свою книгу "Меч духовный", Баранович выехал обратно в Чернигов. С этого времени он принимал постоянно участие в сношениях Москвы с гетманами малороссийскими, старался — хотя редко с успехом — удерживать в верности Москве колеблющихся, представлял в Москву ходатайства казаков и иногда успевал своими представлениями содействовать их исполнению; его ходатайства повлияли, после долгого сопротивления в Москве, и на решение вывести из малороссийских городов московских воевод, — решение добиваться этого было принято на глуховской раде 1669 г., на которой участвовал и Баранович. В 1670 г. он был снова блюстителем митрополичьей кафедры и употреблял все усилия для того, чтобы поставить в зависимость от себя, как архиепископа черниговского, духовенство тех частей Малороссии, которые отходили под власть Москвы. С московским правительством Баранович постоянно сохранял наилучшие отношения; его считали в Москве деятелем весьма влиятельным и полезным и награждали деньгами и разными местностями, которых Баранович довольно часто себе просил. Когда в 1672 г. старшины казацкие арестовали и отправили в Москву гетмана Многогрешного, замышлявшего измену, Баранович окружным посланием увещевал свою паству сохранить верность государю, участвовал затем на раде в Казачьей Дубраве и привел к присяге новоизбранного гетмана Самойловича. Самойлович, вскоре укрепив свою власть, мало-помалу устранил всякие влияния представителей духовенства в сношениях своих с Москвою; с 1675 г. Баранович жалуется, что он "яко мертвый забвен". В 1685 г., при избрании нового митрополита киевского, Лазарь Баранович сильно надеялся получить этот сан; но, отчасти по нерасположению к нему Самойловича, отчасти по намекам патриарха Иоакима, которому престарелый Лазарь не казался удобным на митрополичьей кафедре, митрополитом был избран Гедеон Четвертинский. Он к Лазарю относился довольно недружелюбно, отнял у него отданные ему Дионисием Балабаном протопопии и желал подчинить его своей юрисдикции; но это Барановичу удалось отклонить. Политическое его значение, однако, с этого времени почти кончилось. В трудные первые годы соединения Малой Руси с Великою он содействовал до известной степени устранению столкновений с Москвою; но, не проводя какой-нибудь положительной программы, он потерял значение, когда жизнь вошла в обычную колею. К тому же, конечно, и годы брали свое. Лазарь Баранович является видным церковным администратором и писателем своего времени. Ко времени вступления его на черниговскую кафедру епархия была в весьма печальном положении. Одни православные монастыри были заброшены или разрушены, другие обращены в кляшторы и костелы; православное духовенство было малочисленно, бедно и невежественно; православных школ почти не было; во всей области быстро распространялась полонизация. Баранович прежде всего организовал церковное управление: он учредил по городам протопопов и наместников, которые должны были следить за духовенством, вникать в хозяйственные нужды приходов, затем он энергично принялся за восстановление разрушенных и устройство новых монастырей и церквей: им устроено или возобновлено до девяти обителей и несколько церквей; он заботился о материальном обеспечении духовенства и поставил непременным условием устройства монастыря или церкви, чтобы прихожане надежно обеспечили их содержание — и усиленное церковное строительство при таком условии очевидно свидетельствовало о подъеме религиозной жизни в крае, почти подавленном униатами и католиками. Баранович трудился вполне в духе южнорусских церковных братств. Он перевел из Новгород-Северского школу в Чернигов и значительно ее улучшил; особенно хорошо поставлено было у него церковное пение; скоро певчие из его хора получили широкую известность и от него выписывали певчих в Москву. Баранович устроил типографию сначала в Новгород-Северском, затем в Чернигове; при его жизни она выпустила до 50 сочинений; сначала, с 1674 г., типография работала только в Новгороде, за 1675—1679 гг. в обоих городах, с 1679 г. — только в Чернигове. Баранович заботился о развитии проповедничества; он находился в сношениях с наиболее видными деятелями Малороссии своего времени на этом поприще — Гизелем, Голятовским, Ясинским; он был первый, который обратил внимание на дарования Дмитрия Туптало, впоследствии знаменитого митрополита ростовского; в свою очередь и Дмитрий очень уважал Барановича и называл его "великим столпом церкви". Сам Баранович был одним из деятельнейших проповедников. Он издал свои проповеди в двух больших сборниках "Трубы словес проповедных", (М. 1674; 2-е издание, — Киев, 1679) и "Меч Духовный" (Киев, 1667, 2-е издание — Киев, 1686). Проповеди Барановича не отличаются большими достоинствами; но в свое время они пользовались известностью и почтением. В 1671 г. в Киеве напечатан труд Барановича: "Lutnia Apollinowa kazdey sprawie gotowa" — это сборник более тысячи стихотворений: в похвалу Богородице (около половины всего числа стихотворений), о мироустройстве, на разные месяцы, времена года и т. п.; это все — риторические упражнения, не имеющие особенного литературного звачения; жизненнее содержание и лучше форма стихотворений, говорящих о борьбе с татарами, о некоторых недостатках современного общества. В 1676 г. Баранович напечатал "Nowa Miara starey wiary" — возражение на книгу П. Боймы — "Stara wiara", направленной против православия; по форме и содержанию труд Барановича — богословский трактат в схоластическом духе, по достоинству не худший чем тот, которому он противопоставлен. По случаю кончины царя Алексея Михайловича Баранович отправил царю Феодору Алексеевичу два стихотворения — одно утешительное, другое поздравительное. Еще несколько мелких сочинений Барановича вышли в свет в течение 80-х годов.

Чувствуя слабость сил, Баранович просил, чтобы посвящен был в епископы Феодосий Углицкий, который бы и заместил его по кончине. Феодосий посвящен был в Москве осенью 1682 г., а 3 сентября 1683 г. скончался Лазарь Баранович, место которого и занял Феодосий.

Лазарь Баранович был человек энергичный, человек инициативы; он сыграл довольно заметную роль и в установлении отношений Малороссии к Москве, и в организации церковного просвещения и церковной администрации; как литературный деятель он являлся соединительным звеном между литературными и научными тружениками, вызывал их к литературной деятельности, помогал многим своими знаниями и долголетнею опытностью.

Сумцов, "Лазарь Баранович"; Эйнгорн, "Сношения Малороссийского духовенства с московским правительством"; Соловьев, кн. II, IIІ; Карпов, "Киевская митрополия"; Статья Страдомского, в "Журн. Мин. Народного Просвещения", 1852; Статья Строева в "Черниговских епархиальных ведомостях", 1876, №№ 3—19; "Письма Лазаря Барановича"; "Акты Южной и Западной России", т. V—XII.

{Половцов}



Лазарь Баранович

— политический и литературный деятель южной России (1620—1693), учился в киевской, виленской и калишской школах. Приняв монашество, он был преподавателем, позже — ректором киевской коллегии, с 1657 г. — черниговским архиепископом. Современники очень уважали Л. Барановича: св. Димитрий Ростовский называет его "великим столпом церкви". Он сумел снискать благорасположение Москвы и в то же время посильно отстаивал автономию малорусского духовенства — против московской патриархии, административную свободу Малороссии — против московских воевод; заботился о подъеме образования и об улучшении быта низшего духовенства, об увеличении школ и типографий, о восстановлении разрушенных монастырей и церквей. В Новгород-Северске Л. устроил типографию, которая при его жизни выпустила в свет около 50 книг, богослужебных и литературных, на славянском, польском и латинском языках. В 1679 г. новгород-северская типография была перенесена в Чернигов. Любитель церковного пения, Л. имел прекрасный хор и снабжал певчими Москву. Он заботился и о развитии проповеди, приглашал в проповедники лиц с высшим образованием и сам часто говорил проповеди, правда, очень сухие и малодоступные для понимания. Из проповедей, написанных им в Киеве и Чернигове, составились два больших сборника; "Меч духовный" (1666) и "Трубы словес проповедных" (1679), они посвящены царю Алексею Михайловичу. Мораль Л. обычная, шаблонная — жалобы на грехи, советы бежать от мира и т. п. Язык книжный, довольно правильный, без латинских, польских и народных малорусских слов, часто попадающихся в других сочинениях того времени. Что Л. не было. чуждо поэтическое чувство, это видно из его сборника стихов на польском языке: "Lutnia Apollinowa" 1671 г. До 500 виршей посвящено прославлению Бога, ангелов и святых; здесь иногда прорывается теплое религиозное чувство. Лучшие стихотворения — о весне, о жатве, о погоде, о туче и о зиме. Недурны стихотворения о войне с татарами и турками, проникнутые любовью к родному краю. К полякам Л. относится довольно сочувственно и желает, чтобы великоруссы, малороссы и поляки общими силами боролись с турками. Местами попадаются бойкие выражения и пословицы. В 1676 г. Л. издал религиозно-полемическое сочинение: "Nowa Miara starey wiary", направленное против "Stara wiara" Боймы. Он говорит против главенства папы, filioque и других особенностей католичества; местами вставлены стихотворения, не лишенные патриотического одушевления. Тон полемики мягкий. С 1676 по 1683 г. Л. издал несколько мелких сочинений ("Вечерний плач", "Заутренняя радость", "Wienec Bożej Matki" и др.); они ныне составляют большую библиографическую редкость, а некоторые известны лишь по заглавиям. Ср. специальное исследование о Л. Барановиче, Н. Сумцова (Харьков, 1885; здесь указана и литература предмета); проф. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский"; Эйхгорн, "Сношения малорусского духовенства с московским правительством" (в "Чт. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос.", 1892—93); "Киевская Старина" (1891 г., I, 202—206, о "Księga smierci", Барановича, 1676 г. — очень редкой книге).

H. С—в.

{Брокгауз}



Лазарь Баранович

— архиепископ Черниговский и Новгород-Северский.

Родился в 1620 году в Малороссии.

Обучался в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря.

Окончательное образование получил в польских коллегиях.

В начале 40-х годов XVII столетия состоял наставником в Киевской духовной академии.

Приняв монашество, он был преподавателем, а с 1650 года — ректором Киево-Могилянской коллегии (с 1701 года — Киево-Могилянская духовная академия) и игуменом Братского Богоявленского училищного монастыря, а с 1651 или 1652 года и Киево-Кирилловского монастыря.

В 1651 году оставил духовную академию и жил в монастырях Киево-Кирилловском, Купятицком и Дятловецком.

С 1653 года заведовал Елецким Успенским монастырем Черниговской епархии.

8 марта 1657 года в Яссах митрополитом Сочавским Гедеоном Лазарь был хиротонисан во епископа Черниговского.

Был местоблюстителем Киевской митрополии с апреля по декабрь 1657 года, с октября 1659 года по май 1661 года, с 1669 года по 1676 год.

Участвовал в работе Московского Собора 1666—1667 годов, который среди прочих рассматривал также вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату.

8 сентября 1667 года возведен в сан архиепископа.

В 1692 году уволен на покой.

Скончался 3 сентября 1693 года. Погребен в Черниговском Борисоглебском монастыре.

Архиепископ Лазарь — ревностный поборник святой веры и благочестия. Святитель Димитрий Ростовский называл его "великим столпом Церкви". В бурное время междоусобий, когда Украина, недавно присоединенная к России, едва вновь не отторглась от нее, владыка Лазарь показал себя не только красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем, но и крупным общественным деятелем.

Недолго ему пришлось заниматься святым делом воспитания юношества в духе Православия. Скоро Братская коллегия была разгромлена униатами; ректор ее, игумен Лазарь, был вынужден удалиться в Кирилловский монастырь;

воспитанники коллегии взялись за оружие. Поляки и крымские татары под видом союзников борющихся между собой гетманов грабили и жгли села по всей Украине; даже в окрестностях Киева в 1665 году открылись военные действия.

Архиепископ Лазарь ревностно заботился о восстановлении разрушенных храмов и монастырей и об устроении новых. При нем были основаны три монастыря: Шуморовский в Мглинском уезде, Андрониковский Троицкий в Соснинском уезде и Пустынно-Николаевский Рыхловский в Кралевецком уезде. Восстановлен из развалин и украшен кафедральный Новгород-Северский Спасский монастырь, в котором кафедра Черниговского архиепископа оставалась до 1672 года.

В этот трудный период, когда не только гетманы и казачество, а и некоторые иерархи стояли за присоединение Украины то к Польше, то к Турции, архиепископ Лазарь твердо держался того направления, которое единственно было приемлемо для православных. "Под басурманскою рукою стонет Греция, — писал он митрополиту Киевскому Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому, † 1676), склонявшемуся на сторону Турции, — и для чего под такое ярмо класть шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет. Я свои овцы черниговские поставил на путь, и вы, всея России пастырь, ведите всю Русь к монарху русскому, а сами летите на престол свой, как на гнездо свое".

В 1669 году он убедил гетмана Д. И. Многогрешного послать в Москву посольство с просьбой о принятии Малороссии в подданство и о подтверждении казацких вольностей. Членам этого посольства было поручено требовать, чтобы русское правительство не отдавало полякам Киева — "этого первопрестольного града царства Русского, от которого искони на всю Россию воссияла благодать Божия". На сохранении Киева особенно настаивали и архиепископ Лазарь, и гетман Многогрешный, и бывший митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) и другие. Под их влиянием царь Алексей Михайлович решился окончательно присоединить Киев к России. Но в то же время архиепископ Лазарь стоял за самостоятельность Киевской митрополии. Он был несогласен со стремлением Москвы подчинить ее себе на положении обычной епархии и боролся за сохранение прав малороссийского духовенства. Может быть поэтому, когда появилась возможность поставить для Киева православного митрополита, был избран не он, а Гедеон (Святополк-Четвертинский, 11690).

После перенесения кафедры из Новгород-Северска в Чернигов начался великий подвиг миссионерства архиепископа Лазаря в защиту истин святой православной веры и усиления борьбы с иезуитами. Он с истинно апостольской ревностью назидал черниговскую паству своими красноречивыми проповедями, много писал против унии, основал в Новгород-Северске типографию, которая при его жизни выпустила в свет около пятидесяти книг, богослужебных и литературных, на славянском, польском и латинском языке. В 1679 году новгород-северская типография была перенесена в Чернигов. Его заслуги в деле издания и исправления церковных книг по справедливости ставят наряду с заслугами митрополита Петра (Могилы, † 1646), патриарха Никона († 1681), ключарей Дионисия и Арсения и иеромонаха Епифания (Славинецкого, † 1675).

Народная молва, почитая его как праведника, питает уверенность в нетлении его тела.

Труды:

Новая мера старой Веры (на польском языке). — Новгород-Северский, 1676. — Чернигов, 1679. О Флорентийском соборе. — 1688. Собрание проповедей:

Меч духовный, иже есть Глагол Божий, состоящий в Поучительных словах на воскресные и праздничные дни всего лета. — Киев, 1666 и 1686.

Трубы Словес, или Поучения на Праздники Господские, Богородичные и различных святых. — Киев, 1674 и 1679.

Жития святых (на польском языке). — Киев, 1670.

Окружные послания.

Разговоры о вере и житиях святых (на польском языке). — Киев, 1671.

Благодать и Истина Христова, или Похвальное слово царям Иоанну и Петру Алексеевичам, примененное к Иоанну, яко Благодати, а к Петру яко к Истине. — Чернигов, 1680. Плач о смерти царя Алексея и приветствие царю Феодору (стихи). — Киев, 1676. О случаях жизни человеческой (на польском языке). — Чернигов, 1678. Надгробие митрополиту Иосифу Тукальскому (на польском языке) // Величко С. В. Летопись событий в Юго-Западной России в XVII в.: в 4 т. — Киев, 1848—1864. — Т. 2, с. 384—388. Лира Аполлонова (на польском языке). — Киев, 1671.

Наияснейшая Царица неба и земли Владычица Матерь Мария (в прозе и стихах). — Чернигов, 1683.

О пяти ранах Христовых (на польском языке) // Временник Московского общества истории и древностей российских: в 25 т. — М., 1849—1857. — Т. 7,16, № 195, 223, 236, 254. Письма // Черниговские епархиальные известия. — 1861—1864.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 3, с. 1, 2,102,115,158, 359, 368—370, 373, 376—383, 406—409, 411—414, 429, 432, 437, 438, 477, 478, 806, 827, 828, 995 и др.

Сумцов Н. Ф. Лазарь Баранович // Сумцов Н. Ф. История южно-русской литературы в семнадцатом столетии. — Харьков, 1884—1885, вып. 1. Карпов Г. Ф. Киевская митрополия и московское правительство во время соединения Малороссии с Великой Россией 1654—1661 гг.: в 3 т. — М., 1871—1876. См. также: Православное обозрение. — М., 1871, август-сентябрь. Эйнгорн В. О. Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича // Очерки по истории Малороссии в XVII в. — М., 1899. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 571, 572, 580, 607—608. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 229. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее 10-летие 17 века. — Казань, 1913, с. 162,164,165.

Попов М. С, священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. — СПб., 1910, с. 22, 24, 46, 47, 55,110.

Титов А. А. Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою. — М., 1892, с. 29, 36, 45.

Ефимов А. Н., священник. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. — Чернигов, 1903, с. 22—25, 27, 34.

Терновский С. А., профессор. Исследование о подчинении Киевской митрополии Московскому патриарху // Архив Юго-Западной России: в 37 т. — Киев, 1859—1914; 1872. — Т. 5, ч. 1, с. 50.

Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь (историческое описание). — Чернигов, 1900, с. 12,22. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. — СПб., 1855—1858, сентябрь, с. 339. Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. — 2-е изд. — Киев, 1891, с. 228.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1417. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 657, 663, 667, 669, 680. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. — М., изд. Кнебель, [1914], с. 36.

Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. — М., 1843, с. 13,14. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 132. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 193, 299, 828, 875, 902. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 17, 26, 510.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 206—208. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 15 т. — СПб., 1863—1892. — Т. 5—12.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. — М., 1807—1815, ч. 4, с. 341—342.

Черниговские губернские ведомости. — 1846 (приб. к № 51), с. 347; № 52, отд. 2, с. 350. Труды Киевской духовной академии. — 1873, март, с. 165.

Душеполезный собеседник. — М., 1894, с. 298. Православный собеседник. — Казань, 1909, январь, с. 82—83; февраль, с. 195. Русский паломник. — 1893, № 36, с. 571. Исторический вестник. — СПб., 1881, февраль, с. 319, 321—323; март, с. 566—567. — 1884, сентябрь, с. 686. — 1906, январь, с. 325. — 1908, октябрь, с. 237—238. Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. — М., 1887. — Кн. 3, с. 328. Обзор деятельности губернских и ученых архивных комиссий за 1891 г. // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 1, с. 183.

Русский архив. — М., 1872, № 5, с. 997—998. — 1900. — Кн. 2, № 5, с. 94. — 1901. — Кн. 1, № 2, с. 225—238, 239. Журнал министерства народного просвещения. — СПб., 1841. — Ч. 32, отд. 6, с. 333; 1852. — Ч. 75, отд. 5, с. 6,10—11, 28,55, 63, 78. Свято-отеческая христоматия с биографическими сведения о святых отцах-проповедниках Вселенской Церкви. — Киев, 1877 // Сост. М. А. Поторжинский.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. — М., 1903—1911, 1908, 1916, февраль, с. 86—89; сентябрь, с. 404. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 563—564; т. 2, с. 1509, 2363.

Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 10, с. 40—43.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 25.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 7, с. 65, 66, 261—264, 266, 269—275, 278, 283—285, 289, 316, 338, 370, 401, 403, 424—426, 428—430.

Яковенко С. Г. Западнорусская Церковь в последней трети XVII в. // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 7, с. 532—543.



Лазарь Баранович

— Архиепископ Черниговский и Новгород-Северский, Блюститель Кафедры Митрополитов Киевских, был с 1650 по 1656 г. Ректором Киевской Академии и Игуменом Братского, а потом Кирилловского, Купятицкого и Дятловицкого Монастырей. В 1657 г. марта 8 хиротонисан он сперва во Епископа Черниговского и Новгород-Северского в Киеве; а в 1668 г. октября 8 пожалован от бывших в Москве Восточных Патриархов Архиепископом, с дозволением служить в Саккосе; в 1694 году получил он отставку и скончался в Чернигове 1694 года сентября 3.

Сей Пастырь был в свое время славен ученостью и защищением Православной веры. Особливо когда Иезуиты Польские, около половины XVII века, начали нападать на Православные Малороссийские и Заднепровские Церкви спорными и браными сочинениями, то он много и сам писал и ободрял других писать в защиту Православия. Из сочинений его известны: 1) Животы, или Жития Святых, напечатано на Польском языке в Киеве 1670 г. в 4 долю листа; 2) Трубы Словес, или Поучения на Праздники Господские, Богородичные и различных Святых всего лета, напечатано в Киеве 1674 г., и вторично 1679 г., в листе, с картинами; 3) Благодать и Истина Христова, или Похвальное Слово Царям Иоанну и Петру Алексеевичам, примененное к Иоанну, яко Благодати, а к Петру яко к Истине, напечатано в Чернигове 1680 г. в листе; 4) Слово Благодарственное Господу Иисусу Христу, напечатано в Подане 1680 г. в 4 долю листа; 5) Новая мера старой Веры, напечатано на польском языке в Новгороде-Северском 1676 г., а в Чернигове 1679 г. в 4 долю листа; 6) Меч Духовный, иже есть Глагол Божий и проч., состоящий в Поучительных Словах на Воскресные и Праздничные дни всего лета, напечатано в Киеве 1666 г. в листе, а 1686 г. в 4 долю листа; 7) Разговоры о вере и житии Святых, на Польском языке напечатано в Киеве 1671 г. Он много писал и стихами, из коих несколько напечатано 1683, 1691, 1697 и 1702 гг. с Беседами и нравоучениями при книге Руно Орошенное, в Чернигове. А одно целое стихотворное сочинение его, под названием Плач о преставлении Великого Государя Царя Алексея Михайловича и приветствие Царю Феодору Алексеевичу, напечатано в 4 долю листа 1676 г. в Киеве. Также есть Польскими стихами сочиненная им книга О случае жизни человеческой, напечатанная в Чернигове 1678 г.

Сей Пастырь своими увещеваниями в 1669 году убедил Войско Запорожское покориться Царю Алексею Михайловичу. Он завел в Новгороде-Северском Типографию, из коей вышло много Церковно-служебных и поучительных книг. Св. Димитрий, Митрополит Ростовский, в своих Дневных Записках, называет его великим столпом Церковным.

{Болховитинов}



Лазарь Баранович

С 1650 г. игум. братского Киевского мон. (и вместе Киево-Кирилов.); 10-й ректор Киевской школы, 8 марта 1657 г. рукоположен в (16) епископа Черниговского; 8 сентября 1667 г. архиепископ; 1692 г. уволен на покой и † 1693 г. 3 сентября.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Лазарь Баранович" в других словарях:

  • Лазарь (Баранович) — политический и литературный деятель Южной России (1620 1693). Приняв монашество, был преподавателем, позже ректором киевской коллегии, с 1657 г. черниговским архиепископом. Современники очень уважали его; святой Димитрий Ростовский называет его… …   Биографический словарь

  • Лазарь (Баранович) — Архиепископ Лазарь …   Википедия

  • Лазарь (Баранович) — (Баранович) – политический и литературный деятель южной России. Учился в Киевской, Виленской и Калишской школах. Приняв монашество, он был преподавателем, позже – ректором Киевской коллегии, с 1657 г. – черниговским архиепископом.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Лазарь Баранович — (около 1620  1693), церковный и политический деятель, проповедник, писатель. С 1650 ректор Киевской коллегии, с 1657 черниговский архиепископ. В 1674 основал в Новгороде Северском типографию. Автор полемических сочинений в защиту православия,… …   Энциклопедический словарь

  • Лазарь (Баранович) — еп. черниговск., известный проповедн., р. 1620, † 1693. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лазарь Баранович — политический и литературный деятель южной России (1620 93), учился в киевской, виленской и калишской школах. Приняв монашество, он был преподавателем, позже ректором киевской коллегии, с 1657 г. черниговским архиепископом. Современники очень… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Баранович Лазарь — [около 1620 ‒ 3(13).9.1693], украинский религиозно политический деятель и писатель, сторонник воссоединения Украины с Россией. Вместе с тем отстаивал независимость украинского духовенства от Московского патриарха. С 1650 ректор Киевской коллегии; …   Большая советская энциклопедия

  • Баранович —         Лазарь [около 1620 3(13).9.1693], украинский религиозно политический деятель и писатель, сторонник воссоединения Украины с Россией. Вместе с тем отстаивал независимость украинского духовенства от Московского патриарха. С 1650 ректор… …   Большая советская энциклопедия

  • Баранович Лазарь — см. Лазарь Баранович. * * * БАРАНОВИЧ Лазарь БАРАНОВИЧ Лазарь (около 1620 3 (13) сентября 1693), украинский церковный и политический деятель, писатель, сторонник воссоединения Украины с Россией; вместе с тем отстаивал независимость украинского… …   Энциклопедический словарь

  • Баранович Лазарь — Баранович, Лазарь, см. Лазарь Б …   Биографический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Лазарь Баранович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»