- “ГО ЮЙ”
- “ГО ЮЙ”
-
“ГО ЮЙ” (“Речи царств”, “Рассказы о царствах”, “Поучения царям”) — первый в Китае неофициальный исторический трактат, отразивший процесс зарождения философской мысли; содержит высказывания государственных деятелей о природных явлениях и общественных событиях в восьми древнекитайских царствах (“владениях” — го) эпохи Чжоу (в 10—5 вв. до н. э.). Бань Гу (1 в.) и ряд других китайских историков и мыслителей (Ван Чун, Вэй Чжао — 7 в.) определяли “Го юй” как “Чунь цю вай чжуань”, т. е. как “внешний”, вспомогательный, комментарий к каноническому конфуцианскому тексту “Чунь цю”— хронике древнекитайского царства Лу, родины Конфуция. “Го юй” приписывается ученику Конфуция Цзо Цюмину (кон. 6—5 вв. до н. э.), который считается также автором типологически и хронологически близкой “Цзо чжуани” (являющейся “внутренним”, т. е. основным, комментарием к “Чунь цю”), где тем не менее иначе трактуются отдельные упомянутые в “Го юй” события. По современным данным, трактат составлен в 4—3 вв. до н. э. на основе более древних летописей и, вероятно, впервые опубликован в редакции Лю Сяна и его сына Лю Синя (1 в. до н.э.—lB. н.э.). Современный текст, состоящий из 21 цзюаня (“свитка”), восходит к печатному изданию 1033. В “речах” “Го юй” высказаны положения, лежащие в основе учений различных философских школ—конфуцианства, мо цзя, даосизма, легизма, иньян цзя и других. Существует также мнение, что в “Го юй” представлена гл. о. конфуцианская политическая теория. Вместе с тем в трактате содержится, напр., древнейшее изложение основополагающего для китайской философии учения о силах инь ян, своим взаимодействием определяющих порядок “пневм (ци) Неба и Земли”, т. е. единую цепь природных и социальных процессов. Продуктивная гармония (хэ) разнородных факторов, подобных инь и ян, противопоставлена бесплодному единству “однородного” (тун). В “Го юй”, как и в “Цзо чжуани”, отражена одна из ранних форм учения о “пяти элементах” (у сия) — почве, металле, дереве, воде, огне,—лежащих в основе образования и упорядоченного существования всех вещей и явлений. Представления об инь ян, “трех светоносах” (солнце, луне и звездах), “пяти элементах” И т. п. синтезированы в образе “культуры” (вэнь), которая мыслится и в качестве совокупности главных человеческих достоинств: “осторожности” (си), “верности” (чжун), “благонадежности” (синь), “гуманности” (жэнь), “должной справедливости” (в), “мудрости” (чжи),' “мужества” (юн), “просвещенности” (мин), “сыновней почтительности” (сяо), “великодушия” (шу), “уступчивости” (жан). В “Го юй” подчеркнута роль людей как важнейшей общекосмической силы и наряду с верой во всемогущее “небесное предопределение” утверждается, что “Небо следует за людьми, совершенномудрый — за Небом”. В целом, чтобы быть успешными, “человеческие дела должны составлять триаду с Небом и Землей”. В обществе и государстве главным условием этого является управление с помощью этико-ритуальных норм (ли) и “добродетели” (дэ).Лит.: Древнекитайская философия, т. 1. M., 1972, с. 295—302; Го юй (“Речи царств”), пер., вступление и примечания В. С. Таскина. М., 1987; Го юй, кн. 1, 2. Шанхай, 1979; Koue yü. Discours des royaumes, tr. С. de Hartez.—“Journal Asiatique”, 1893, ser. IX, t. 2; t. 3. 1894; ImberA. Kuo yü. An Early Chinese Text and its Relationship with Tso Chuan. Stoekh., 1975; d'Homan A. Guoyu. Propos sur les principautés Zhou-yu, compiled by R. Mathieu. P., 1985.A. И. Кобзев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.