неуничтожимость духа

неуничтожимость духа
ШЭНЬ БУ МЕ "Неуничтожимость духа"
Представление о наличии у человека самостоятельной трансцендентной субстанции - "духа" (шэнь (1)), способной сохраняться после его физич. смерти и в неизменном виде перемещаться в телесную оболочку вновь рождающегося человеч. существа.
Тезис о "неуничтожимости духа" появился в обществ, мысли Китая в эпоху Лючао ("Шесть династий", 3 - 6 вв.) как результат специфич. истолкования кит. мыслителями буд. учения о сансаре (луньхуэй). Впервые был сформулирован крупнейшим идеологом южнокит. буддизма Хуэйюанем (4 - нач. 5 в.). Причины подобной интерпретации буд. доктрины до сих пор не имеют однозначного объяснения: к ним относят, в части., отсутствие унифицированного терминологич. аппарата для адекватной передачи содержания санскр. буд. текстов; пропагандистскую деятельность Хуэйюаня, ориентированную на представителей социальной элиты, к-рые не имели достаточной подготовки для восприятия буд. учения. Предпосылки возникновения идеи "неуничтожимости духа" имелись в традиц. культуре Китая. Напр., согласно представлениям о душах "небесных" и "земных" (хунь по), "небесные души", образовывавшие комплекс шэнь (1), после смерти человека растворялись в "небесной пневме" (тянь ци, см. Ци (1)), тогда как "земные", прежде чем рассеяться в "земной пневме" (ди ци) либо уйти в царство мертвых, образовывали "навя", "демона" (гуй). По нек-рым древнекит. верованиям, души-шэнь (1) находили прибежище в некоем небесном раю. Кит. философы, признавая психофизич. целостность человеч. существа, рассматривали составляющую его единую субстанцию - "пневму" (ци (1|) как находящуюся в двух состояниях - концентрированном и разреженном, соотносящихся по принципу сосуда ("телесная форма" - син (2)) и его наполнителя. Данная концепция предполагала возможность как материалистич., так и идеалистич. подхода к ней.
В 5 - 6 вв. идея "неуничтожимости духа" получила наибольшее распространение среди мирских последователей буддизма, принадлежащих к высшим социальным слоям, для к-рых было характерно повышенное внимание к сфере сверхестеств. Буд. идеологи и их идейные противники, доказывавшие неприемлемость учения Будды для кит. об-ва, воспринимали "неуничтожимость духа" в качестве определяющей доктрины буддизма. Попытки ее опровержения предпринимались, в части., Хуэйлинем, Фань Е, Хэ Чэнтянем (4 - 5 вв.) и Фань Чжэнем (5 - нач. 6 в.). Ведущими ее апологетами после Хуэйюаня были Чжэн Сяньчжи (4 - 5 вв.) и Шэнь Юэ (5 - нач. 6 в.). Широкие дискуссии вокруг этой проблемы состоялись в 20-х, 80 - 90-х гг. 5 в. и в 508 - 9. Повод для двух последних дал трактат Фань Чжэня "Шэнь ме лунь". Наиболее полно взгляды сторонников и противников идеи "неуничтожимости духа" представлены в материалах, отражающих полемику 508 - 9. Они содержатся в цзюанях 9 и 10 "Хун мин цзи". В цз. 9 наряду с трактатом Фань Чжэня представлены декрет Лянского У-ди, "Нань Шэнь ме лунь" ("Возражение "Рассуждениям об уничтожимости духа") Сяо Чэня (5 - 6 вв.), "Нань Фань Чжэнь Шэнь ме лунь" ("Возражение "Рассуждениям об уничтожимости духа Фань Чжэня") Цао Сывэня (?), "Да цао лу ши нань Шэнь ме лунь" ("Ответ на все запротоколированные возражения "Рассуждениям об уничтожимости духа"), видимо также принадлежащий Фань Чжэню, и "Чжун нань Фань Чжэнь шу Шэнь ме лунь" ("Повторное возражение книге Фань Чжэня "Рассуждения об уничтожимости духа"), автор к-рого не указан. Цз. 10 содержит декрет У-ди и выступления 62 оппонентов Фань Чжэня, среди к-рых принцы крови и крупнейшие гос. деятели дин. Лян.
Появление тезиса о "неуничтожимое духа" и его обсуждение отражают процесс адаптации буддизма к кит. культуре, показывают, что проникновение буддизма в Китай привело к оживлению иррационализма, выдвижению на первый план тех аспектов онтологич. проблематики, к-рые ранее не входили в число приоритетных в кит. философии.
**Комиссарова Т.Г. "Монах не должен кланяться императору". Из буд. полемики IV - VI вв. // Буддизм и гос-во на Дальнем Востоке. М., 1987; Торчинов Е.А. Даос.-буд. взаимодействие (теоретико-методологич. проблемы изучения // НАА. 1988. № 2; Жэнь Цзиюй (ред.). Чжунго чжэсюэ ши (История кит. философии). Пекин, 1979; Zurcher E. The Buduhist Conquest of China. The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Vol. 1 - 2. Leiden, 1959. См. также лит-ру к ст. Фань Чжэнь, "Хун мин цзи", "Шэнь ме лунь".
М.Е. Кравцова

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "неуничтожимость духа" в других словарях:

  • шэнь бу ме — см. неуничтожимость духа …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • МАТЕРИЯ — одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление,… …   Философская энциклопедия

  • фигура — СИН (1). (Индивид.) природа ( качество , характер , пол ). Категория традиц. кит. философии и культуры. Этимология иероглифа С. (знаки сердце и жизнь , рождение ) указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку на связь …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ДУАЛИЗМ — [от лат. dualis двойственный], представление о том, что основу мира и бытия составляют 2 независимых начала, часто противоположные друг другу: свет и тьма, добро и зло, духовное и материальное, мужское и женское и т. п. Эти 2 начала в разных… …   Православная энциклопедия

  • Иванов Вячеслав Иванович — (1866 1949), русский поэт, представитель и теоретик символизма (книги «По звёздам», 1909). В его петербургской квартире (так называемая «башня Иванова») устраивались «ивановские среды», собиравшие литературно артистическую интеллигенцию (1905… …   Энциклопедический словарь

  • БЛОК —         Александр Александрович (1880 1921) поэт, драматург, литературный критик, переводчик, выдающийся представитель так называемого “младшего” символизма, крупнейший рус. поэт 20 в. Первая книга стихов “Стихи о Прекрасной Даме” вышла в 1904,… …   Энциклопедия культурологии

  • ЦИ — (кит., пневма, эфир, воздух, дыхание, дух, нрав, энергия, жизненная сила, материальное начало) одна из важнейших категорий кит. философии, близкая к понятию субстанции. Традиционно составляет оппозицию категории ли («закон/принцип»). В… …   Философская энциклопедия

  • ГАЛИЧ — Александр Иванович (род. 1783 – ум. 1848) – рус. философ и эстетик. После окончания Петербургского унта пять лет учился в Германии. В своих философских трудах рассматривал процесс познания с точки зрения его стадийности, т.е. перехода от гипотезы …   Философская энциклопедия

  • Блок, Александр — Александр Александрович Блок (1880 1921) поэт, драматург, литературный критик, переводчик, выдающийся представитель так называемого “младшего” Символизма, крупнейший рус. поэт 20 в. Первая книга стихов “Стихи о Прекрасной Даме” вышла в 1904, за… …   Энциклопедия культурологии

  • МАТЕРИЯ — (от лат. materia материал, вещество; греч. аналог лес, деревья, строительное сырье) 1) в субстанциальном аспекте то беспредельное (или чистая возможность), из чего возникают и становятся любые определенности, вещи и качества; первичный хаос,… …   Современный философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»