- весны и осени г-на цзо
-
"Коммент. Цзо". Др. назв. - "Чунь цю Цзо-ши чжуань" ("Коммент. г-на Цзо на "Весны и осени"), "Цзо-ши Чунь цю" ("Весны и осени г-на Цзо").Историч. памятник "школы текстов старых письмен" (см. Цзин сюэ). Вопрос об аутентичности дискуссионен. Согласно "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.), автором является Цзо Цюмин (кон. 6 - 5 в. до н.э.), историограф гос-ва Лу. В эпоху Цин (1644 - 1911) каноноведы считали, что текст "Ц. ч." скорректирован Лю Синем (1 в.). По одной из совр. версий, текст составлен в пер. Чжаньго ("Сражающихся царств", 5 - 3 вв. до н.э.) по материалам летописей различных древнекит. царств. Дошедшая до нас редакция восходит, вероятно, к 1 в. до н.э. Традиция признает "Ц. ч." коммент. к "Чунь цю" - летописи гос-ва Лу, составление к-рой приписывается Конфуцию. Трактовка и подробности описываемых событий часто отличны от тех, что представлены в др. комментариях к "Чунь цю" - "Гулян чжуани" и "Гунъян чжуани". Входит в число "Тринадцати канонов" ("Я/и сань цзин") конф. классики.Текст составлен в виде летописи, охватывающей события с 722 по 468 до н.э. (пер., на 70 лет больший, чем "Чунь цю"). Содержит гл. обр. описания историч. событий и диалоги историч. лиц, раскрывающие мировоззрение древних конфуцианцев, натурфилос. и религ. представления, этич. взгляды. Является важным источником по истории взаимоотношений древнекит. гос-в, их культуре и хозяйств, жизни. Материалы "Ц. ч." позволяют также судить об истоках и принципах применения в древнем Китае натурфилос. доктрин для обоснований практич. решений в политич. и социально-экономич. областях. Осн. коммент. лит-ра: "Чунь цю Цзо-ши цзин чжуань цзи цзе" ("Сб. толкований на канонич, коммент. г-на Цзо к "Веснам и осеням") Ду Юя (3 в.), "Чунь цю Ц. ч. чжэн и" ("Коммент. Цзо к "Веснам и осеням" в правильном толковании") Кун Инда (кон. 6 - нач. 7 в.) - обе книги вошли в нормативный сб. "Ши сань цзин чжу шу" ("Тринадцать канонов" с коммент."); "Чунь цю Ц. ч. гу" ("Исслед. "Коммент. Цзо" на "Весны и осени") Хун Лянцзи (кон. 18 - 19 в.) и др. Коммент. Ду Юя часто публикуется с коммент. Линь Яосоу (12 в.).*Из "Ц.ч.". Пер. Л.Д. Позднеевой // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963; Ц.ч. (отрывок). Пер. В. А. Рубина // Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967; Ц.ч. (цз. 1 - 6, пер. Е.П. Синицына) // Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973; Ц.ч. и вэнь ("Коммент. Цзо" с пер. на совр. кит. яз.). Пер. Шэнь Юйчэна. Пекин, 1981; Leggc J. The Chinese Classics. Vol. V. Pt I - II. Hong Kong, 1960; **Рубин В.А. О датировке и аутентичности "Ц.ч." // Проблемы востоковедения. 1959. №1; Его же. "Ц.ч." как источник по социальной истории пер. Чуньцю. Автореф. канд. дис. М., 1959; Чунь цю Ц.ч. цыдянь (Словарь-справочник к "Веснам и осеням" и "Коммент. Цзо"). Сост. Ян Боц-зюнь, Сюй Ти. Пекин, 1985; Karlgren B. On the Authenticity and Nature of the Tso chuan // Geteborg hogskolas arsskrift. 1926. Vol. 32; Fraser E.D.H. Index to the Tso Chuan. L.- N.Y.- Shanghai - etc., 1930.А.Г. Юркевич
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.