- весны и осени Гунъяна
-
"Коммент. Гунъяна".Др. назв. - "Чунь цю Г. ч." ("Коммент. Гунъяна к "Веснам и осеням"),"Гунъян Чунь цю" ("Весны и осени" (в версии) Гунъяна").Одна из гл. канонич. книг конфуцианства (см. "Ши сань цзин"), коммент. к летописи "Чунь цю" древнекит. царства Лу. "Г.ч." публикуется с предваряющим текстом "Чунь цю", поэтому назв. может переводиться как "Летопись весен и осеней" с коммент. Гунъяна". Приписывается ученому 5 в. до н.э. Гунъян Гао. По традиц. версии, принятой каноноведами эпохи Тан (7 - нач. 10 в.), 'Т.ч." передавалась изустно в пяти поколениях, пока не была записана во 2 в. до н.э. Гунъян Шоу и Хуму Шэном. Охватывает пер. с 722 по 481 до н.э. Акцентирует внимание на "сокровенных речениях" (вэй янь) и "великих принципах" (да и), скрытых в лапидарном изложении историч. фактов "Чунь цю". Эта особенность "Г.ч." стала характерной чертой т.н. школы (или направления) Гунъян в русле "школы текстов новых письмен" каноноведения (см. Цзин сюэ) эпохи Хань (кон. 3 в. до н.э. - нач. 3 в. н.э.). Начало направлению Гунъян положил создатель ортодоксальной версии конфуцианства Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), убедивший императора У-ди в том, что "Г.ч." отличается "исключительным почитанием искусства ученых" (ду цзунь жу шу), т.е. конфуцианства, и содержит его незыблемые "великие принципы". В их числе, напр., принцип "великого единства" (да и тун)- опоры законодательства только на конфуцианство; "раскрытие (идеи) трех эр" (чжин сань ши) и др. Выражение "три эры" (сань ши) подразумевает периодизацию событий, описанных в "Чунь цю": первая "эра" - со цзянь ("все виденное"), события, очевидцем к-рых был Конфуций, рассматриваемый "Г.ч." как автор "Чунь цю"; вторая - со вэнь ("все слышанное"), события, ход к-рых изложен Конфуцию очевидцами; третья - со чуань вэнь ("все переданное"), то, что стало известно Конфуцию в опосредованной передаче. Для Дун Чжуншу и последующих толкователей понятие "сань ши" послужило указанием на троичную периодизацию историч. процесса вообще (см. Сань цзяо, Хэ Сю, Кан Ювэй). При У-ди за знание "Г.ч." присваивалось звание боши ("д-р", "гл. эрудит"). Постепенно "Г.ч." стал важнейшим канонич. текстом "школы текстов новых письмен", в нем искали обоснование политич. и кадровых решений. "Г.ч." является одним из гл. источников по идеологии конфуцианства конца пер. Чжаньго и эпох Цинь-Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.). Осн. коммент. к "Г.ч." - "Чунь цю Гунъян цзе гу" ("Коммент. к толкованию "Весен и осеней" (в версии) Гунъяна") Хэ Сю (2 в.); "Г.ч. шу" ("Коммент. с разрядкой в тексте к "Коммент. Гунъяна") Сюй Яня (6 в.), вошедший в свод "Ши сань цзин чжу шу" ("Тринадцать канонов с коммент."); "Гунъян и шу" ("Изъяснение принципов Гунъяна") Чэнь Ли (21 (19 в.). См. лит-ру к ст. "Ши сань цзин", "Чунь цю", "Цзо чжуанъ".А.Г. Юркевич
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.