Канова Антонио

Канова Антонио
(Canova) Антонио — итал. скульптор и живописец, один из ведущих представителей неоклассицизма; род. 1.09.1757, Поссаньо (Италия), ум. 13.10.1822, Венеция.
Учился в Поссаньо (до 1768) и в Венеции (1768–74) у скульптора Дж. Бернарди. В годы ученичества испытал влияние Дж. Маркьори и Дж.М. Морлайте. В зрелые годы много занимался обществ. деятельностью и принимал активное участие в худож. жизни Рима и Венеции. С 1810 К. — директор Академии св. Луки и глава об-ва «Виртуозы Пантеона» в Риме (впоследствии получившего статус Папской академии), инспектор памятников и античных собраний Церковного гос-ва. В 1815 по распоряжению Папы Пия VII добился возврата мн. вывезенных во Францию во время итал. похода Наполеона I произведений искусства. В росписях нового крыла Ватиканских музеев, осуществленных под руководством К. в 1816–21, аллегорически прославлялась культ. политика Папы Пия VII и его вклад в развитие нац. искусства. Воспитанный на любви к античности, поклонник статуй и рельефов Парфенона, увиденных им в Лондоне, К. прославился как мастер монументальных скульптурных надгробий. Торжественное величие образного строя и классическая ясность композиций сочетались в них с изяществом и грацией пластического языка, виртуозной обработкой мрамора и игрой светотени. К числу наиболее известных относятся выполненные К. надгробия Римских пап Климента XIV (1787, церковь Свв. Апостолов, Рим) и Климента XIII (1792, собор Св. Петра, Рим), а также знаменитое надгробие Марии Кристины Австрийской (1798–1805, Августиненкирхе, Вена), оказавшее большое влияние на типологию и образный строй надгробий неоклассицизма. Мраморные статуи К., вдохновленные классическим искусством Греции и Рима (Амур и Психея, 1793, Лувр; Поцелуй Амура, 1796, ГЭ; Персей, 1801, Музей скульптуры, Ватикан; Три грации, 1813–16, ГЭ), отличаются холодным изяществом и рафинированностью вкуса, характерной для рим. худож. элиты нач. XIX в. В период Империи (1802–14) К. оказал влияние на формирование стиля ампир в скульптуре; пользовался покровительством Наполеона I и членов его семьи (статуя Наполеона в облике Марса Победителя, 1808–16, копия во дворе дворца Брера, Милан; портрет сестры Наполеона I Паолины Боргезе в образе Венеры, 1805–07, Галерея Боргезе, Рим). В позднем творчестве К. испытал влияние романтизма. В произведениях рел. пластики стремился в совершенной классической форме выразить высокие религиозно-нравственные идеалы (статуя Религия, созданная в честь Папы Пия VII, 1813–16, собор Св. Петра, Рим). Идеи ист. памяти и благотворного влияния искусства на нравственное совершенствование человека нашли отражение в создании храма-музея на родине К. в Поссаньо (1820–22, совместно с архитектором Дж.А. Сельва). Для этого храма К. выполнил скульптурные метопы, собственное надгробие и образ Оплакивание Христа (1799–1821) для гл. алтаря.
Соч.: Memorie. Fi., 1823.
Лит-ра: Косарева Н.К. Антонио Канова: Амур и Психея. Л., 1960; Она же. Канова и его произведения в Эрмитаже. Л., 1963; Федотова Е.Д. Творчество Антонио Кановы в оценке итальянской художественной критики конца XVIII — начала XIX в. // Искусство Италии XVI–XVIII веков. М., 1977; Она же. Творчество Антонио Кановы: Один из аспектов проблемы // Проблема развития зарубежного искусства. СПб., 1994, ч. 2; Она же. Антонио Канова: Художник и его эпоха. М., 2002; Missirini M. Della vita di Antonio Canova. Prato, 1824; Latouche H. кuvre de Canova: recueil de gravures d’aprПs ses statues et ses basreliefs exОcutuОes par M. RОveil... P., 1825; Bassi E. Canova. Bergamo, 1943; Mostra Canoviana / Ed. L. Coletti. Treviso, 1957; Scarpellini P. Canova e l’Ottocento. Mi., 1968.
В. Дажина

Католическая энциклопедия. . 2011.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Канова Антонио" в других словарях:

  • Канова Антонио —         (Canova) (1757 1822), итальянский скульптор. Представитель классицизма. Учился в Венеции (1768 74) у скульптора Дж. Торетти. В эффектных надгробиях (папы Климента XIII, 1792. собор св. Петра, Рим), мифологических статуях ( Амур и Психея …   Художественная энциклопедия

  • Канова Антонио — (Canova) (1757 1822), итальянский скульптор. Один из ведущих мастеров европейского классицизма и академизма. Эффектные надгробия (папы Климента XIII, 1792), мифологические статуи («Амур и Психея», 1793), идеализированные портреты («Паолина… …   Энциклопедический словарь

  • Канова, Антонио — Антонио Канова. Мраморная скульптурная группа Геракл побеждает кентавра . КАНОВА (Canova) Антонио (1757 1822), итальянский скульптор, представитель классицизма. Автор эффектных надгробий (папы Климента XIII, 1792), мифологических статуй ( Амур и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Канова Антонио — Канова (Canova) Антонио (1.11.1757, Поссаньо, обл. Венеция, ‒ 13.10.1822, Венеция), итальянский скульптор классицист. Учился в Венеции (1768‒74) у скульптора Дж. Торретти. Работал главным образом в Венеции и Риме. В ранних произведениях следовал… …   Большая советская энциклопедия

  • КАНОВА Антонио — (Canova, Antonio) (1757 1822), итальянский скульптор, представитель классицизма. Полированная, безукоризненно чистая белая поверхность придает статуям Кановы некоторую абстрактность и холодность, несмотря на тонко подмеченные детали и точную… …   Энциклопедия Кольера

  • Канова, Антонио — Антонио Канова Antonio Canova …   Википедия

  • Канова Антонио — Автопортрет (1792) Антонио Канова (итал. Antonio Canova; 1 ноября 1757, Поссаньо, обл. Венеция 13 октября 1822, Венеция) итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре, образец для подражания… …   Википедия

  • Канова Антонио — (Canova) самый значительный из итальянских скульпторов новейшего времени, род. 1 ноября 1757 г. Сын бедняка каменотеса, он рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможность учиться… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Канова, Антонио — Смотри также (1757 1822). Знаменитый скульптор. Уп. К вельможе (1830) …   Словарь литературных типов

  • Канова — (Антонио Canova) самый значительный из итальянскихскульпторов новейшего времени, род. 1 ноября 1767 г. Сынбедняка каменотеса, он рано осиротел и поступил в услужение квенецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможностьучиться… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»