- Канон
-
(греч. κανών), в общем значении — правило, норма, образец к.-л. деятельности или мировоззрения; в библеистике — совокупность принятых Церковью свящ. книг Библии, содержащих Божественное Откровение (канон Св. Писания); в каноническом праве — статья церк. закона (напр., Кодекса канон. права); в истории Церкви — постановление Вселенского или поместного собора; в Божественной литургии — анафора (евхаристический К., напр. Римский К.); в визант. гимнографии (гимн) — один из жанров; в вост. иконографии — правила создания сакрального образа.Как жанр гимнографии К. представляет собой развернутое повествование о празднуемом дне святого или к.-л. события. В полном варианте К. состоит из 9 песен и входит в состав утрени. Песнь состоит из нескольких тропарей, которые метрически и мелодически ориентированы на ирмос (греч. είρμός — связь), с которого начинается песнь. Ирмосы являются аллюзиями на поэтические отрывки из Библии, стихи которых служат припевами к тропарям К. на утрене: это песни Моисея (Исх 15, 1–19; Втор 32, 1–43), Анны (1 Цар 2, 1–10), Аввакума (Авв 3, 2–19), Исайи (Ис 26, 9–19), Ионы (Ион 2, 3–10), трех вавилонских отроков (Дан 3, 26–56.67–88), Богородицы (Лк 1, 46–55) и Захарии (Лк 1, 68–79). Последний тропарь каждой песни посвящен, как правило, Богородице (отсюда его название — богородичен), предпоследний иногда посвящен Троице (троичен). Завершает каждую песнь, как правило, катавасия (греч. , καταβάςια, множественное число от καταβάσιον от καταβάίνω — сходить; название связано со способом исполнения — посередине храма двумя хорами, спускавшимися со своих клиросов). Содержание тропарей К. определяется темой литург. празднования. Многие визант. К. содержат акростих (по начальным буквам тропарей), что иногда помогает определить имя автора. Вытеснив распространенный ранее гимнографический жанр — кондак, К. стал важнейшей частью визант. утрени.Создателем классического К. считается Андрей Критский. Самое известное его творение — это покаянный Великий К., насчитывающий 250 тропарей и 11 ирмосов и исполняемый, согласно совр. уставам Православных Церквей, во время Великого поста дважды — по частям в первые 4 дня 1-й седмицы и целиком в четверг 5-й седмицы. Авторами К. были Иосиф Гимнограф, Феофан Начертанный, Феодор Студит, Стефан Савваит, Георгий Никомидийский, Симеон Метафраст и др. Среди авторов К. на церковно-слав. яз. — Григорий Печерский (XI в.), Пахомий Серб (XV в.), Мисаил Соловецкий (XVI в.), Максим Грек, Макарий Калязинский (XVI в.), Епифаний Славинецкий (XVII в.), кн. С.И. Шаховской (XVII в.), Димитрий Ростовский (XVIII в.), Феофан Прокопович, патр. Сергий (Страгородский, XX в.).Лит-ра: Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875; Тураев Б. Коптские богослужебные каноны // Византийский временник 14 (1908), 184–189; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество: По современным Минеям. Париж, 1951; Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. Париж, 1964 (М., 1997), с. 40–53; Момина М.А. О происхождении греческой Триоди // Палестинский сборник 28 (91) (1986), 112–120; Лозовая И.Е. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика (Материалы Международной научной конференции 1991–1994). М., 1994, с. 79–91; Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 1995, вып. 1, с. 327–331, 383, 457–463; Пасхальный канон святителя Андрея Критского / Публикация, описание, пер. прот. С. Правдолюбова. М., 1996; Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae Inferioris / Ed. I. Schiro. R., 1966 83. 13 vol.; Szöverffy J. A Guide to Byzantine Hymnography. Brooklyn (Mass.)–Leyden, 1979, part 2, p. 1–230.С. Никитин
Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.