Канова

Канова
Канова (Антонио Canova) - самый значительный из итальянскихскульпторов новейшего времени, род. 1 ноября 1767 г. Сынбедняка-каменотеса, он рано осиротел и поступил в услужение квенецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможностьучиться ваянию. Имея всего 16-ть лет от роду, К. исполнил для своегопокровителя статуи Евридики и Орфея, а в 1779 г., для венецианскогопатриция Пизано, группу: "Дедал и Икар". В следующем году он отправилсяв Рим, где знакомство с классическими памятниками скульптуры быстроразвило его врожденные артистические способности. Вскоре молодойхудожник занял выдающееся место среди тогдашних ваятелей, и известностьего росла с появлением каждого нового его произведения, распространяясьдалеко и за пределы Италии. Со всех сторон, от царственных особ ивельмож, сыпались к нему заказы. Папа Пий VII, в 1880 г., сделал егоглавным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях.Наполеон I пригласил его, в 1802 г., в Париж, для приготовленияколоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ. После паденияНаполеона, в 1815 г., К. энергично способствовал тому, чтобыхудожественные сокровища, увезенные из Рима низложенным императором воФранцию, были возвращены в вечный город; в благодарность за это, равнокак и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписатьего имя в золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д'Искиа.Несмотря на эти почести и на благорасположение со стороны папы,знаменитый скульптор, вследствие размолвки своей с кардиналами, покинулРим и последние годы своей жизни провел на родине, в Поссаньо, близБассано. Он ум. в Венеции, 13 авг. 1822 г. Заслуга К. заключается в том,что после долгого периода упадка пластики, в век манерности ипариковства, он первый из всех пытался вернуть её к принципам и формамантичного искусства; но ему все таки не удалось вполне освободиться отнедостатков скульптуры его времени и достигнуть классических простоты иблагородства, что особенно заметно в слабейшей отрасли его творчестварельефе, сохраняющем ещё характер предшествовавших работ подобного рода.Статуям К., а ещё более его группам, всё ещё не достает того спокойствияи той внутренней законченности, которые составляют главные условияистинно пластической красоты. Прекрасно удавались ему фигуры молодыхженщин, которым он почти всегда придавал отчасти чувственный, отчастисентиментальный оттенок, кокетливую грациозность, любимую его временем.Несколько проще, а потому и привлекательнее его мужские идеальныефигуры, а ещё лучше - надгробные памятники, из числа которых иныеотличаются действительно пластичностью композиции, серьезностью идостоинством. Замечательнейшие из произведений знаменитого скульптора, вхронологическом порядке их появления, суть след.: "Дедал и Икар",колоссальная группа "Тезея, убивающего Минотавра" (в венск. имп. музее),надгробный памятник папы Климента XIV (1783, в ц. св. Апостолов, вРиме); чрезвычайно красивая, милая группа "Амур и Психея" (1789;повторена несколько раз; один ее экземпляр в Имп. Эрмитаже, в СПб.),памятник папе Клименту ХIII (1792, в Петровском соборе в Риме), "Венераи Адонис", "Кающаяся Мария Магдалина" (1796 г.), мастерски исполненная"Геба" (1796; повторена несколько раз; один экземпляр - в Имп. Эрмитаже,другой - в берлинск. национ. галерее), "Битва Дамоксена с Креугасом"(1800, в ватик. муз., в Риме), чересчур живописный надгробный монументэрцгерцогини Христины, в ц. Августинск. монастыря, в Вене (1796 - 1805);"Персей с головой Медузы" (одно из самых удачных созданий художника, вватиканск. муз.), статуя Наполеона I в виде бога, с лавровым венцом наголове; "Венера-Победительница" (1805), "Венера, выходящая из моря послекупанья", "Три Грации" (у герц. Бетфорда, в Иобюрнском аббатстве вАнглии, и в галерее герц. Лейхтенбергских, в СПб.), "Парис" (вмюнхенской глиптотеке и в Имп. Эрмитаже), "Эндимион", памятник поэтуАльфиери (1807, в ц. Санта-Кроче, во Флоренции); статуя Вашингтона (1818- 20, погибла от пожара) и, наконец, группа: "Гектор и Аякс". Избранныепроизведения К., в числе 176, гравированы в Лондоне Г. Мозесом, в 1828г.. и изданы в 3 том., с текстом Ф. Шульца, в Штуттгарте; другой сборникгравюр с его произведений изд. графиней Альбрицци и Г. Латушем (1836, 5том.). Более или менее подробные сведения о жизни и деятельности К.можно найти в сочинениях: A. Paravia, "Notizie intorno alla vita di А.С." (Рим, 1823); Missimini, "Vita di А. С." (Прато, 1826); Cicognara,"Storia della scultura fino al secolo di С." (Рим, 1823); A.-Ch.Quatremere de Quincy, "C. et ses ouvrages" (П., 1834) и "Меmorie di A.C. pubblicate da A. d'Este" (Beнеция, 1865). А. С - в.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Канова" в других словарях:

  • КАНОВА — (Canova) Антонио (1757 1822), итальянский скульптор, представитель классицизма. Автор эффектных надгробий (папы Климента XIII, 1792), мифологических статуй ( Амур и Психея , 1793), идеализированных портретов знати …   Современная энциклопедия

  • Канова — Антонио (Canova, Antonio) 1757, Поссаньо 1822, Венеция. Итальянский скульптор, живописец. Крупнейший мастер неоклассицизма. Родился в селении Поссаньо на северо западе Италии, в семье потомственных резчиков по камню. С пяти лет он был приобщен… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Канова — (canova) Антонио (1757, Поссаньо, Италия – 1822, Венеция), итальянский скульптор, представитель классицизма. В 1768–80 гг. жил в Венеции, где обучался в мастерской Д. Феррари. В ранних работах заметны барочные элементы и влияние Д. Л. Бернини.… …   Художественная энциклопедия

  • Канова — (итал. Canova) итальянская фамилия: Антонио Канова (1757−1822) величайший скульптор эпохи классицизма. Джуди Канова (англ. Judy Canova, 1913−1983) американская комедийная актриса и певица. Франческо Канова да Милано (1497−1543)… …   Википедия

  • Канова А. — Автопортрет (1792) Антонио Канова (итал. Antonio Canova; 1 ноября 1757, Поссаньо, обл. Венеция 13 октября 1822, Венеция) итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре, образец для подражания… …   Википедия

  • Канова — (Canova)         Антонио (1.11.1757, Поссаньо, обл. Венеция, 13.10.1822, Венеция), итальянский скульптор классицист. Учился в Венеции (1768 74) у скульптора Дж. Торретти. Работал главным образом в Венеции и Риме. В ранних произведениях следовал… …   Большая советская энциклопедия

  • Канова да Милано — Канова да Милано, Франческо Francesco Canova da Milano Франческо Канова да Милано (итал. Francesco Canova da Milano 1497 1543) выдающийся итальянский лютнист эпохи Ренессанса, один из крупнейших …   Википедия

  • Канова Антонио —         (Canova) (1757 1822), итальянский скульптор. Представитель классицизма. Учился в Венеции (1768 74) у скульптора Дж. Торетти. В эффектных надгробиях (папы Климента XIII, 1792. собор св. Петра, Рим), мифологических статуях ( Амур и Психея …   Художественная энциклопедия

  • Канова Антонио — Канова (Canova) Антонио (1.11.1757, Поссаньо, обл. Венеция, ‒ 13.10.1822, Венеция), итальянский скульптор классицист. Учился в Венеции (1768‒74) у скульптора Дж. Торретти. Работал главным образом в Венеции и Риме. В ранних произведениях следовал… …   Большая советская энциклопедия

  • КАНОВА (Canova) Антонио — (1757 1822) итальянский скульптор. Представитель классицизма. Эффектные надгробья (папы Климента ХIII, 1792), мифологические статуи ( Амур и Психея , 1793), идеализированные портреты ( Паолина Боргезе в образе Венеры , 1805 07) …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»