Вазопись

Вазопись
        античная, роспись античных керамических сосудов. Получила развитие ещё в крито-микенском искусстве (см. Эгейская культура); вазы «камарес» (20—18 вв. до н. э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17—16 вв. до н. э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э.). В 20—16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд. Строже по композиции росписи ваз «дворцового стиля» (конец 15 в. до н. э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (14—12 вв. до н. э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) суше и лаконичней.
         Особого совершенства достигает В. в древнегреческом искусстве; В. даёт некоторое представление о почти не сохранившейся до настоящего времени древнегреческой живописи. Вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — непрочными «акварельными» (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой. Композиция росписи органично подчиняется форме сосудов; линейный ритм росписей отличается изысканностью и динамикой. В истории развития греческой В. отмечается такая последовательность: субмикенская В., опирающаяся на позднемикенскую традицию (1-я половина 11 в. до н. э.; орнамент состоит из кругов, волнистых линий, треугольников); протогеометрический стиль (2-я половина 11 — 10 вв. до н. э.); Геометрический стиль (9—8 вв. до н. э.; горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы); «ковровый стиль» (7 в. до н. э.; полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его музыкальной чистотой контурных линий, обобщенностью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (главным образом мифологических); главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Около 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной В. (чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий. Краснофигурная В. «строгого стиля (См. Строгий стиль)» (последняя четверть 6 в. — начало 5 в. до н. э.) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (см. Бриг). Со 2-й четверти 5 в. до н. э. в В. «свободного стиля» изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четверти 5 в. до н. э. Для В. конца 5—4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность («роскошный стиль» — росписи Мидия и др.), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда. Кроме собственно Греции, В. процветает в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греческой В. находилась В. этрусков (См. Этруски). В 3—2 вв. до н. э. для греческой В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты. О росписи сосудов др. стран и эпох см. в ст. Керамика.
        
         Лит.: Вальдгауер О., Императорский Эрмитаж. Краткое описание собрания античных расписных ваз, СПБ, 1914; Максимова М. И., Античные фигурные вазы, т. 1, М., 1916; Блаватский В. Д., История античной расписной керамики, М., 1953; Pfuhl Е., Malerei und Zeichnung der Griechen, Bd 1—3, Münch., 1923; Buschor E., Griechische Vasen, Münch., 1940; Beaz1ey J. D., Attic red-figure vase-painters, Oxf., 1942; его же, Attic black-figure vase-painters, Oxf., 1956; Himmelmann-Wildschütz N., Erzähiung und Figur in der archaischen Kunst, Mainz — Wiesbaden, 1967.
        Евтимид. «Пир». Фрагмент росписи амфоры. Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.
        Евтимид. «Пир». Фрагмент росписи амфоры. Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.
        Евфроний (?). «Пелика с ласточкой». Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.
        Евфроний (?). «Пелика с ласточкой». Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.
        Вазописец Клеофрада. «Менада в экстазе». Фрагмент росписи амфоры с Дионисом. Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.
        Вазописец Клеофрада. «Менада в экстазе». Фрагмент росписи амфоры с Дионисом. Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.
        Мастерская Евфрония. «Девушка, направляющаяся к купальне». Роспись килика. Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Королевские музеи искусства и истории. Брюссель.
        Мастерская Евфрония. «Девушка, направляющаяся к купальне». Роспись килика. Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Королевские музеи искусства и истории. Брюссель.
        Голова коня. Фрагмент амфоры из Велапидезы. Ок. 550 до н. э. Национальный археологический музей. Афины.
        Голова коня. Фрагмент амфоры из Велапидезы. Ок. 550 до н. э. Национальный археологический музей. Афины.
        Вазописец Брига. «Последствия симпосия». Роспись внутренней стороны килика «Симпосий». 1-я треть 5 в. до н. э. Музей Мартина Вагнера. Вюрцбург.
        Вазописец Брига. «Последствия симпосия». Роспись внутренней стороны килика «Симпосий». 1-я треть 5 в. до н. э. Музей Мартина Вагнера. Вюрцбург.
        Эксекий. «Мемнон с негром». Фрагмент росписи амфоры. 3-я четв. 6 в. до н. э. Британский музей. Лондон.
        Эксекий. «Мемнон с негром». Фрагмент росписи амфоры. 3-я четв. 6 в. до н. э. Британский музей. Лондон.
        Дурис. «Эос с телом Мемнона». Роспись килика. 1-я треть 5 в. до н. э. Лувр. Париж.
        Дурис. «Эос с телом Мемнона». Роспись килика. 1-я треть 5 в. до н. э. Лувр. Париж.
        Эксекий. «Аякс с телом Ахилла». Роспись амфоры. 3-я четв. 6 в. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.
        Эксекий. «Аякс с телом Ахилла». Роспись амфоры. 3-я четв. 6 в. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.
        Пифос «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. э. Археологический музей. Ираклион.
        Пифос «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. э. Археологический музей. Ираклион.
        Ваза с тюльпаном из Филакопи. Середина 2-го тыс. до н. э. Археологический музей. Ираклион.
        Ваза с тюльпаном из Филакопи. Середина 2-го тыс. до н. э. Археологический музей. Ираклион.
        Амфора «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. э. Археологический музей. Ираклион.
        Амфора «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. э. Археологический музей. Ираклион.
        «Девушка у гробницы». Фрагмент росписи белого лекифа. 3-я четв. 5 в. до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.
        «Девушка у гробницы». Фрагмент росписи белого лекифа. 3-я четв. 5 в. до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.
        Ваза «камарес». Около 1800 до н. э. Археологический музей. Ираклион.
        Ваза «камарес». Около 1800 до н. э. Археологический музей. Ираклион.
        Родосская ойнохоя «коврового стиля». 650—625 до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.
        Родосская ойнохоя «коврового стиля». 650—625 до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.
        Псевдоамфора из Керамика. Субмикенский период. 1-я пол. 11 в. до н. э. Музей Керамика. Афины.
        Псевдоамфора из Керамика. Субмикенский период. 1-я пол. 11 в. до н. э. Музей Керамика. Афины.
        «Надгробный плач». Фрагмент росписи дипилонской амфоры. Середина 8 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины.
        «Надгробный плач». Фрагмент росписи дипилонской амфоры. Середина 8 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины.
        Амфора из Керамика. Протогеометрический период. 2-я пол. 11 в — 10 в. до н. э. Музей Керамика. Афины.
        Амфора из Керамика. Протогеометрический период. 2-я пол. 11 в — 10 в. до н. э. Музей Керамика. Афины.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Вазопись" в других словарях:

  • вазопись — вазопись …   Орфографический словарь-справочник

  • Вазопись —         античная, роспись античных керамических сосудов. Ведёт своё начало от эгейского искусства: критские вазы стиля камарес (XX XVIII вв. до н. э.) с покрывающими сосуды изысканными стилизованными растительными узорами, вазы с живыми… …   Художественная энциклопедия

  • вазопись — роспись Словарь русских синонимов. вазопись сущ., кол во синонимов: 1 • роспись (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Вазопись — Древнегреческий оксибафон с краснофигурной росписью Вазопись  орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов, выполняемая почти исключительно керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом.… …   Википедия

  • Вазопись Древней Греции — Амфора …   Википедия

  • Вазопись по белому фону — Лекиф с изображением Ахиллa и Аяксa, ок 500 г. до н. э. Лувр Вазопись по белому фону стиль вазописи, появившийся в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в… …   Википедия

  • Вазопись — ж. Роспись керамических сосудов, ваз. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • вазопись — вазопись, вазописи, вазописи, вазописей, вазописи, вазописям, вазопись, вазописи, вазописью, вазописями, вазописи, вазописях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Вазопись —    разновидность изобр. иск ва, самые ранние образцы к рого в Др. Греции относятся к IV тыс. до н. э. (лепные сосуды примитивных форм с линейно геометр. росписью темной краской по светлому фону из Фессалии). В росписях к IV нач. III тыс.… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • вазопись — в азопись, и …   Русский орфографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»