- Этруски
-
(лат. Etrusci, Tusci, греч. Tyrsenói, самоназвание — rasna)
древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н. э. С.-3. Апеннинского полуострова — область, называвшуюся Этрурия (современная Тоскана), и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Основной источник сведений об Э. — сообщения греческих и римских авторов (Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Тит Ливии, Плиний Старший и др.), а также археологические материалы из этрусских гробниц и поселений. Сохранилось около 10 тыс. этрусских надписей (преимущественно очень кратких), из которых надежно интерпретированы лишь немногие.Происхождение Э. остается неясным. Античная традиция считала их выходцами с В. В современной науке преобладает мнение (основанное главным образом на данных археологии), что восточные пришельцы были только частью этнических групп, которые участвовали в формировании Э., сложившихся в самой Италии в результате сложного взаимодействия местных и пришлых племен. Эти взгляды подкрепляются также доступными изучению особенностями этрусского языка (См. Этрусский язык). Археологически несомненно, что материальная культура Э. развилась на основе виллановы культуры (См. Вилланова культура). Процесс этнического формирования Э. завершился, очевидно, к 8 в. до н. э. Основу хозяйства Э. составляло земледелие (славились этрусские пшеница, виноград, лен), требовавшее (ввиду заболоченности почв) значительных мелиоративных работ. Важную роль играло скотоводство. В Этрурии добывались медь и железо, в обработке которых Э. достигли совершенства. Торговля велась с греческими колониями в Южной Италии (особенно с Сибарисом), Афинами, Коринфом, Карфагеном и др., на суше — с северными заальпийскими странами. С 5 в. в городах Э. началась чеканка монет.В 7 в. у Э. уже имелись многочисленные города-крепости, которые были экономическими и политическими центрами, образовывавшими вместе с прилегающими территориями города-государства, напоминавшие греческие полисы. Во главе их стояли вначале цари, а с конца 6 — начала 5 вв., с возвышением военно-жреческой знати, высшие должностные лица, избиравшиеся из аристократии. Обедневшие члены общин вместе с остатками коренного населения и вольноотпущенниками составляли зависимые социальные слои общества. Их труд, по-видимому, преобладал как в сельском хозяйстве, так и в ремесле, хотя число рабов было значительным и постоянно пополнялось за счет войн, пиратства и работорговли. Вероятно, уже в конце 7 в. возникла конфедерация двенадцати городов-государств (Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии и др.). Овладев около середины 6 в. плодородными землями в Кампании, а затем и обширными территориями в долине р. По, Э. создали там колонии, также объединенные в двенадцатиградия. Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила с 616 по 509 до н. э. в Риме. Влияние Э. распространилось почти на всю Италию. Однако конфедерация оказалась политически непрочной из-за своекорыстной политики и соперничества отдельных городов. Положение осложнялось социальными противоречиями и сопротивлением населения зависимых областей. Усиливалась также активность внешних врагов. Греки в 524 и 474 нанесли Э. поражение под Кумами, положив конец их морскому господству; римляне около 509 изгнали Тарквиниев. Самниты вытеснили Э. из Кампании, овладев в 423 Капуей, паданские владения Э. подверглись около 400 нашествию галлов. Отсутствие у Э. политического и военного единства сказалось и в войнах с Римом, в ходе которых римляне поочередно подчинили себе важнейшие этрусские города. В 396 пали Вейи, в 358 под римское господство подпал Цере, в 308 — Тарквинии. С 310 началось подчинение средней и восточной Этрурии, после 283 в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия. В течение двух столетий Э. сохраняли в большинстве своих городов, находившихся на положении союзных Риму общин, прежнее политическое устройство, культовые учреждения и культурную самобытность.Э. оказали сильное влияние на культурное развитие Древней Италии, особенно римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От Э. римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) правительственных лиц; мифология и религия Э. оказали значительное влияние на римскую мифологию и религию. По-видимому, через Э. италийские племена Средней и Северной Италии восприняли греческое письмо.Изобразительное искусство и архитектура. Памятники архитектуры представлены остатками храмов, погребальными сооружениями, городскими стенами, инженерными конструкциями (мосты, каналы и т. д.). Крепостные стены и ворота складывались из хорошо отесанных квадров, плотно подогнанных друг к другу. Применялись клинчатые арки (ворота в Перузии, современная Перуджа), ложные ступенчатые своды (склепы 7—6 вв. до н. э.), полуциркульные своды (склепы 3—2 вв.). О развитии градостроительства свидетельствуют остатки прямоугольной планировки г. Марцаботто близ Болоньи и гипподамовой планировки (Гипподам) г. Спина. Квадратные в плане жилые дома имели двух- или четырехскатную кровлю и открытый дворик-Атрий. Храмы были двух типов: с одной или тремя целлами. Поднятые на высокий Подий, они имели глубокий портик, карниз которого, с богато декорированным фризом, опирался на тосканские колонны. Фронтоны и скаты кровли украшались раскрашенной терракотой. Близ городов сохранились некрополи (Цере, современные Черветери, Перузия, Тарквинии, современные Таркуиния, Клузиум, современный Кьюзи, и др.). Псевдокупольные гробницы (7 в.) встречаются в северных районах Этрурии, гробницы в пещерах, скалистых выступах и пр. — близ Вольтерры (3 в.), в виде насыпного кургана-тумулуса — в некрополе Бандитачча в Черветери, в виде стоящего на поверхности ящика из травертина — в западном некрополе Марцаботто. Многие погребальные камеры имитировали жилые интерьеры (гробница «Реголини-Галасси» в Цере, 7 в.). Памятникам монументальной живописи (с 7 в., период расцвета 6—5 вв.) присущи выразительность движений и жестов, подчеркнутая силуэтность фигур, локальный цвет (гробница «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях). В росписях 5—4 вв. сказалось влияние древнегреческих образцов (гробница «Леопардов» в Тарквиниях). Росписи 3—2 вв. отразили настроения периода упадка Этрурии (гробница «Франсуа» в Вульчи). К памятникам скульптуры относятся статуи и рельефы из раскрашенной терракоты (антефиксы, акротерии, вотивная скульптура), погребальные урны, саркофаги, надгробные стелы. Саркофаг имел вид каменного ящика, на крышке которого помещались изображения супругов или одинокой фигуры с чашей в руке (т. н. саркофаг Лариса Пуленеса из Национального музея в Тарквиниях). Получил развитие портрет, примитивные формы которого встречаются в антропоморфных урнах. У Э. было развито искусство торевтики (См. Торевтика) (бронзовые статуэтки богов, предметы обихода и погребального культа, зеркала, покрытые гравировкой), керамика буккеро, имитировавшая изделия из металла, черно- и краснофигурная вазопись, производство изделий из золота.Лит.: Ельницкий Л. А., Элементы религии и духовной культуры древних этрусков, в кн.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Залесский Н. Н., Этруски в Сев. Италии, Л., 1959; его же, К истории этрусской колонизации Италии в VII—IV вв. до н. э., Л., 1965; Немировский А. И., Харсекин А. И., Этруски. Введение в этрускологию, Воронеж, 1969; Altheim F., Der Ursprung der Etrusker, Baden-Baden, 1950; Bloch R., Les Etrusques, (2 éd.), P., 1956; Pallottino M., Etruscologia, 5 ed., Mil., 1963; Hencken Н., Tarquinia and Etruscan origins, L., 1968; Mühlestein Н., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, B., 1969; Чубова А. П., Этрусское искусство, Альбом, M., 1972; Культура и искусство Этрурии. Каталог выставки, Л., 1972; Pallottino M., Etruscan painting. N. Y., 1956; Hanfmann G. M. A., Etruskische Plastik, Stuttg., 1956; Bloch R., Etruscan art, Greenwich, 1965 (The pallas history of art, v. 1).А. И. Харсекин (ист. очерк), Г. И. Соколов (изобразит. искусство и архитектура).Золотая фибула из гробницы «Реголини-Галасси» в Цере (Черветери). 7 в. до н. э. Ватиканские музеи. Рим.Этруски. Урна-канопа из Клузиума. Ок. 600 до н. э. Городской музей. Кьюзи. Терракота.Этруски. Арка Августа в Перудже. 2 в. до н. э.Этруски. Статуя воина из Тоди. Бронза. 4 в. до н. э. Ватиканские музеи. Рим.Этруски. Саркофаг из Цере. Ок. 530—520 до н. э. Музей виллы Джулия, Рим. Терракота.Этруски. Гермес. Фрагмент статуи из храма Аполлона в Вейях. Ок. 500 до н. э. Музей виллы Джулия, Рим. Терракота.Этруски. Саркофаг. Мрамор. Роспись. 4 в. н. э. Национальный тарквинский музей. Таркуиния. Терракота.Этруски. Менада. Антефикс из Вей. Ок. 500 до н. э. Музей виллы Джулия, Рим. Терракота.Этруски. Статуя Аполлона из храма Аполлона в Вейях. Ок. 500 до н. э. Музей виллы Джулия, Рим. Терракота.Этруски. Этрусский мост в Вульчи.Этруски. Сцена пира. Фрагмент росписи гробницы «Леопардов». 2-я четв. 5 в. до н. э. Таркуиния.Этруски. «Борцы». Фрагмент росписи гробницы «Авгуров». 6 в. до н. э. Таркуиния.Этруски. «Музыкант». Фрагмент росписи гробницы «Триклиния». 5 в. до н. э. Таркуиния.Этруски. «Музыканты и танцоры». Фрагмент росписи гробницы «Львов». 6 в. до н. э. Таркуиния.Этруски. Фрагмент росписи гробницы «Охоты и рыбной ловли». 6 в. до н. э. Таркуиния.Этруски. Некрополь Бандитачча в Черветери. Тумулусы 7—3 вв. до н. э.Этруски. Гробница Казале Мариттимо близ Вольтерры. 1-я пол. 6 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция.«Танцоры и музыканты». Деталь фрески. Ок. 480—470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.