- Вазопись
- Вазопись
античная, роспись античных керамических сосудов. Ведёт своё начало от эгейского искусства: критские вазы "стиля камарес" (XX-XVIII вв. до н. э.) с покрывающими сосуды изысканными стилизованными растительными узорами, вазы с живыми лаконичными изображениями растений и морских животных (конец XVII-XVI вв. до н. э.); строгие по композиции вазы "дворцового стиля" (конец XV в. до н. э.) с более мелким геометризованным растительным орнаментом. В микенском искусстве XIV-XII вв. до н. э. схематичные изображения людей и животных к концу периода сменяются геометрическими мотивами.
Нового расцвета достигает вазопись в искусстве Греции Древней. Она даёт некоторое представление о почти не сохранившейся древнегреческой монументальной живописи. Вазы, покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже - голубой, розовой, красной и жёлтой красками и позолотой. Композиция росписей органически связывалась с формой сосудов, гибкий ритм обобщенных контурных линий отличался строгой упорядоченностью, декоративным изяществом и свободой. Древнегреческая вазопись прошла в своём развитии следующие стадии: "субмикенскую" (опиравшуюся на позднемикенские традиции, первая половина XI в. до н. э.), протогеометрический стиль (вторая половина XI в. - X в. до н. э.) и геометрический стиль (IX-VIII вв. до н. э.; полосы чётких ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, подчёркивающие тектонику сосудов), "ковровый", или "ориентализирующий", стиль (VII в. до н. э.; расположенные поясами полихромные изображения животных и фантастических существ, реже - мифические сцены в сочетании с нарядными растительными узорами). В VI в. до н. э. в Аттике складывается и переживает расцвет чернофигурный стиль (силуэтные изображения наносились чёрным лаком на жёлтую или красную глину, детали одежды, орнамента и т. д. выполнялись белой и пурпуровой красками). Росписям этого стиля свойственны чистота линий, выразительность силуэтов, эмоциональная насыщенность сложных сюжетных сцен (работы Клития, Эксекия, Амасиса и других мастеров).
Около 530 до н. э. появилась краснофигурная вазопись (чёрный фон, изображения цвета глины), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать основные объёмы с помощью линий. Чернофигурная вазопись продолжала господствовать в Аттике до начала V в. до н. э., сосуществуя с краснофигурной. Вазопись "строгого стиля" (последняя четверть VI - начало V вв. до н. э.) при ясности и изяществе образов отличается известной угловатостью рисунка (работы вазописцев Евфрония, Дуриса, "мастера Брига "). Со второй четверти V в. до н. э. в вазописи "свободного стиля" изображения становятся более сложными и мягкообъемными. Свобода и естественность композиции, точность и лаконизм рисунка, элегичные ноты присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов третьей четверти V в. до н. э. В конце V-IV вв. до н. э. вазопись отличается стремлением к роскоши и декоративной пышности ("роскошный стиль" - живопись Мидия и др.), перегруженностью композиции, нарушением органического единства росписи и формы сосудов. Вазопись процветала также в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием древнегреческой вазописи развивалась вазопись этрусков. С III-II вв. до н. э. древнегреческая вазопись постепенно пришла в упадок и уступила место покрытым лаком сосудам с рельефным декором или накладной орнаментной росписью.
Ваза "стиля камарес". Около 1800 до н.э.
Эксекий. Чернофигурная амфора с изображением Леды и Диоскуров. Около 530 до н.э. Ватиканские музеи. Рим.
Литература: О. Вальдгауэр, Краткое описание собрания античных расписных ваз, 2 изд., СПБ, 1914; М. И. Максимова, Античные фигурные вазы, т. 1, М., 1916; В. Д. Блаватский, История античной расписной керамики, (М.), 1953; Pfuhl E., Malerei und Zeichnung der Griechen, Bd 1-3, Mьnch., 1923.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)ва́зописьроспись керамических сосудов. Самые ранние образцы относятся к эпохе энеолита (3—2-е тыс. до н. э.) Узоры в виде волнистых линий и простейших геометрических фигур служили не только украшениями, но и магическими знаками, отпугивавшими злые силы. Высочайшего расцвета вазопись достигла в крито-микенском искусстве. Заимствованные у природы формы ваз стиля «камарес» (в виде птицы, раковины, медузы; 20–18 вв. до н. э.) искусно подчёркивались орнаментами с морскими и растительными мотивами, свободно покрывавшими весь сосуд. Гибкие белые и красные линии ярко выделялись на фоне блестящей тёмной обмазки. Критские мастера кон. 17–16 в. до н. э. обыгрывали природный цвет глины, нанося изображения тёмными красками поверх светло-оранжевого фона. Так, в знаменитой фляге с осьминогом морское чудовище словно оплетает щупальцами весь сосуд. Росписи ваз «дворцового стиля» (15 в. до н. э.) строже по композиции; живые природные формы в орнаментах превращаются в геометризованные. В вазописи микенской Греции (14–12 вв. до н. э.) росписи становятся ещё более сухими и схематичными.
Экзекий. Амфора с изображением Ахилла и амазонки Пентесилеи. Древняя Греция. Ок. 530 г. до н. э.
Особое совершенство отличает древнегреческую вазопись. Сосуды геометрического стиля (9–8 вв. до н. э.) покрывали орнаментом в виде строго чередующихся горизонтальных полос, заполненных простейшими фигурами и меандром (спираль с резко изломанными углами). Некоторые вазы были огромного размера и служили надгробными памятниками (Дипилонская амфора, 8 в. до н. э.). В ярких и красочных росписях «коврового стиля» (7 в. до н. э.) цветы и фигуры животных сплетались в причудливый узор. В 6 в. до н. э. в вазописи господствовал чёрнофигурный стиль: фигуры и предметы наносились блестящей густой краской (чёрным лаком) на оранжевый фон глины; черты лица, складки одежды процарапывались. Тёмные, плоские силуэты подчёркивали выпуклую форму вазы. Отточенность контурных линий, плавный музыкальной ритм отличают росписи мастеров Клития, Экзекия и др.
Евфимид. Амфора со сценой проводов Гектора. Древняя Греция. Нач. 5 в. до н. э. Фрагмент
Ок. 530 г. до н. э. чёрнофигурная вазопись сменяется краснофигурной: силуэты фигур обводили тёмным контуром и оставляли незакрашенными, а фон заливался чёрным лаком. Новая техника позволила более подробно прорисовывать детали, передавать объёмы с помощью внутренних линий, наносившихся тонкой кистью (мастера Евфроний, Евфимид, Дурис, Бриг и др.). Греческая вазопись оказала огромное влияние на западноевропейское и русское искусство; типы античных ваз и мотивы их росписей повторялись и варьировались на протяжении многих веков, особенно в эпоху классицизма. Подглазурные росписи (красочные изображения, нанесённые на поверхность сосудов, покрывались специальным лаком и обжигались в печи, что придавало им прочность и переливчатый блеск) впервые появились, вероятно, в Древнем Китае (2-е тыс. до н. э.). Изобретение фарфора (1-е тыс. до н. э.) позволило украшать посуду тончайшими узорами и целыми живописными «картинами». Китайская посуда пользовалась популярностью в Европе и России, породив в эпоху рококо волну подражаний. Глазурованная посуда изготавливалась в западноевропейских странах (с 8 в.), в Византии (с 9 в.), на Руси (с 10 в.). С 18 в. расписную посуду производят в основном на государственных и частных фарфоровых заводах; продолжают создаваться и изделия народных промыслов (Гжель).
Кувшин стиля «камарес» с морским коньком. Остров Крит. Ок. 1800 г. до н. э.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.