Азербайджанская железная дорога

Азербайджанская железная дорога
        образована в июне 1967 (ранее входила в состав Закавказской ж. д.). Управление в Баку. Пролегает в основном по территории Азербайджанской ССР (95% ). Граничит на севере с Северо-Кавказской ж. д. (станция Дербент), на западе с Закавказской ж. д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). На юге проходит вдоль государственной границы СССР с Ираном. Эксплуатационная длина 1868 км (1 января 1969).
         Строительство началось в конце 70-х гг. 19 в. В 1880 сдана в эксплуатацию линия Баку — Сабунчи — Сураханы, которая первоначально предназначалась для вывоза нефти, но после строительства нефтепроводов стала преимущественно пассажирской. В 1883 построена линия Баку — Беюк-Кясик — Тбилиси, создавшая с ранее проложенными линиями от Тбилиси до Батуми и Поти прямую железнодорожную связь между портами Каспийского и Чёрного морей; в 1900 — Баладжары — Дербент, связавшая районы Закавказья с Северным Кавказом и другими районами страны; в 1908 — Джульфа — Норашен — Масис, соединившая пограничную (с Ираном) станцию Джульфа с Ереваном и другими пунктами Закавказья. За годы Советской власти построены линии: Алят — Миндживан — Кафан (1936) и Миндживан — Джульфа (1941) (сократившие путь между Баку и Ереваном), а также Османлы — Астара (1941), Сальяны — Нефтечала (1941), Аджикабул — Али-Байрамлы (1941). Для освоения Дашкесанского железорудного месторождения и вывоза руды в 1950 построена линия Алабашлы — Кушчинский Мост. В составе дороги — первая в СССР электрифицированная линия Баку — Сабунчи (1926). К 1968 электрифицированы направления Беюк-Кясик — Уджары, Баку — Кишлы — Сумгаит, Баладжары — Дуванный, Алабашлы — Кушчинский Мост и некоторые другие линии небольшой протяжённости.
         В 1967 грузооборот А. железной дороги составлял 1,1% от грузооборота всей сети; на магистралях Баку — Дербент и Баладжары — Беюк-Кясик грузонапряженность весьма высокая. А. железная дорога отправляет за год свыше 30 млн. т различных грузов; наибольший удельный вес имеют нефтегрузы (42% ), затем железная руда, цемент и другие стройматериалы, химические и минеральные удобрения, металлы и грузы сельского хозяйства. В ввозе и транзите преобладают уголь, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, грузы лёгкой промышленности. По видам сообщений перевозки распределяются: транзит 27%, ввоз 19%, вывоз 28%, местное сообщение 26%. Крупные пункты отправления и прибытия грузов: Баку, Гюздек, Сумгаит, Карадаг, Кишлы, Кировабад и др. А. железная дорога взаимодействует с крупнейшим на Каспийском море портом по перевалке различных грузов в Баку. После сдачи в эксплуатацию паромной переправы Баку — Красноводск (1962) создана прямая связь районов Закавказья с районами Средней Азии.
         А. железная дорога осуществляет пассажирские перевозки как междугородные (Баку — Тбилиси, Баку — Ереван, Баку — Москва и др.), так и пригородные. Общий пассажирооборот составляет 0,6% от пассажирооборота всей сети железных дорог СССР.
         Г.С. Райхер.
        Азербайджанская железная дорога. Схема.
        Азербайджанская железная дорога. Схема.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Азербайджанская железная дорога" в других словарях:

  • Азербайджанская железная дорога — Полное название: 1. 1918 1920 Азербайджанская Железная Дорога 2. 1945 1967 Азербайджанская Железная Дорога 3.1967 1991 Азербайджанская ордена Октябрьской Революции Железная Дорога Годы работы: 1. 1918 …   Википедия

  • Азербайджанская Государственная железная дорога — Азербайджанская Госудаственная железная дорога азерб. Azәrbaycan Dövlət Dәmir Yolu Полное название: Азербайджанская государственная железная дорога азерб. Azәrbaycan Dövlәt Dәmir Yolu Годы работы …   Википедия

  • Железная дорога Баку — Железная дорога Баку  Тбилиси  Карс …   Википедия

  • Железная дорога Астара — Решт Казвин Железная дорога Астара Решт Казвин строящийся транспортный коридор, который соединит действующие железные дороги России, Азербайджана и …   Википедия

  • Бакинская детская железная дорога — Баку, Азербайджан  Азербайджанская Государственная Детская железная дорога Azərbay …   Википедия

  • Набранская узкоколейная железная дорога — Набранская узкоколейная железная дорога  железная дорога узкой колеи (750 мм), существовавшая в Хачмасском районе Азербайджана. Открыта в 1951 году. Действовала от станции Худат, до поселка Мухтадир, далее в сторону Набрани, имелись также… …   Википедия

  • Нахичеванская детская железная дорога — (азерб. Naxçivan Uşaq Dəmir Yolu)  детская железная дорога (ДЖД) в городе Нахичевань Нахичеванской Автономной Республики Азербайджана. Построена и введена в эксплуатацию в 1978 году. Находилась в одном из городских парков Нахичевани. Общие… …   Википедия

  • Кедабекская узкоколейная железная дорога — Кедабекская узкоколейная железная дорога  первая узкоколейная железная дорога в Азербайджане, построенная фирмой братьев Сименс, на территории Кедабекского района Азербайджана, для соединения между собой медеплавильных заводов между… …   Википедия

  • Армянская железная дорога — Годы работы: 1992 Страна: Армения Город управления: Ереван Состояние: действующая Подчинение …   Википедия

  • Грузинская железная дорога — Полное название: ООО «Грузинская железная дорога» Годы работы: 1992 Страна: Грузия Город управления: Тбилиси …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»