- Представление
-
образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения (См. Воображение); высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия (См. Восприятие), П. поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с общим началом, с Понятием. П. осуществляется в двух формах — в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то П. одновременно относится и к настоящему, и к прошлому.П. есть вспоминающее созерцание, спецификой которого является промежуточность между созерцающим и мыслящим сознанием. Без воспоминания было бы невозможно узнавание: «... так называемое воспоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание» (Гегель, Соч., т. 3, М., 1956, с. 257).С помощью воображения создаются П. и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Чем реальнее отражение в П., тем продуктивнее его регулятивная и стимулирующая деятельность во всех видах человеческого творчества.Восприятие и П. не есть независимые силы или способности сознания. Они образуют неразрывное единство. При этом П. является синтезом многих чувственных впечатлений. Характеризуя диалектику взаимоотношения П. и мышления (См. Мышление), В. И. Ленин писал: «Представление ближе к реальности, чем мышление? И да, и нет. Представление не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000 км. в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 209).Лит. см. при ст. Воображение.А. Г. Спиркин.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.