- Мозаика
-
(франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам)
изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, Смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. М. употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже — для создания станковых картин. Особым видом М. является Инкрустация. М. набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Существуют два приёма набора М.: «прямой», при котором частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесённую на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок монтируется на стену или потолок).Древнейшие сохранившиеся М. — орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы в Двуречье, 3-е тыс. до н. э.). Античная М., украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых прямым способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для античной М. ровный блеск поверхности). В византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета; византийские М. (например, М. Софии храма в Константинополе), с их мерцающей поверхностью и обильным применением золота, органически сливались с массивом стены, обогащая пространство интерьера. Высокого расцвета достигло искусство М. и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии (М. Гелатского монастыря (См. Гелатский монастырь), 12 в.), Древней Руси (М. 11—12 вв. в Софийском соборе (См. Софийский собор) и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы распространение получают преимущественно чисто орнаментальные М. С 13 в. тенденции к чувственно-наглядной передаче мира всё чаще приводят к замене М. росписью. В 16 в. в Италии возникает т. н. флорентийская М. из шлифованных цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. чисто смальтовые М. имитируют приёмы масляной живописи. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с 13—14 вв. развивается майоликовая М., в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчинённые архитектурному началу (среди лучших образцов среднеазиатской М. — созданная в 14—15 вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча). В России технику смальтовой М. возрождает в 18 в. М. В. Ломоносов, под руководством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского собора. Мастера «Модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко обращались к технике майоликовой М. В современных М., составленных обычно из крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём советской М., наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентинские мозаики Г. И. Опрышко; в 60—70-е гг. яркие образцы мозаичного декоративного убранства создают А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышев, В. Б. Эльконин.Лит.: Каргер М. К., К вопросу об убранстве интерьера в русском зодчестве домонгольского периода, в кн.: Труды Всероссийской Академии художеств, Л. — М., 1947; Лазарев В. Н., История византийской живописи, т. 1—2, М., 1947—48; Томаев Т., Н., Резная майоликовая мозаика в архитектуре Средней Азии 14—15 вв., М., 1951; Виннер А. В., Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; Толстой В. П., Советская монументальная живопись, М., 1958; Чубова А. П. и Иванова А. П., Античная живопись, М., 1966; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L., 1948; Mosaique qreco-romaine, P., 1963; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.В. В. Филатов.«Св. Иоанн». Фрагмент мозаики церкви Успения в монастыре Дафни близ Афин. 2-я половина 11 в.Б. А. Тальберг. «Прометей». Мозаика на фасаде спортивного корпуса Дворца культуры в Свердловске. 1968.Е. М. Аблин, А. А. Губарёв и др. «Небо». Мозаика из силикатного кирпича на торце паркового фасада Дворца пионеров и школьников в Москве. 1962.Майоликовая мозаика купола т. н. мавзолея Тюрабек-ханым около Куня-Ургенча (Туркменская ССР). 14 в.«Христос Пантократор, Мария Оранта с 4 архангелами и 12 апостолов». Мозаика апсиды собора в Чефалу (Сицилия). 1148.Мозаичное убранство дома Нептуна в Амфитриты в Геркулинуме. 1 в. до н. э.Полуколонки, украшенные терракотовой мозаикой, из Эреха (Урук, Месопотамия). Начало 3-го тыс. до н. э. Переднеазиатский музей. Берлин.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.