Пословица драматическая

Пословица драматическая
(proverbe) — литературная форма, принятая почти исключительно во Франции: небольшое драматическое произведение, в основу которого положена П. Созданная при Людовике XIII, она стала любимым развлечением высшего общества. Пьеса не сочинялась заранее: она импровизировалась в салоне. Салонное происхождение драматич. П. отразилось на всех ее чертах, внутренних и внешних; содержание ее было не сложно, обстановка самая простая (первоначально вовсе без декораций); сценой служила часть той же гостиной, где сидели зрители; отсюда другое название драматич. П. — piece de paravent (paravent — ширмочки, заменявшие на импровизированной сцене декорации и кулисы). В большинстве случаев П. не превышает одного акта; действующих лиц в ней редко больше трех. Ее достоинствами считаются ясность и простота действия, из которого с очевидностью должно вытекать желаемое нравоучение, живость и изящество диалога, всегда граничащего с блестящей causerie, изысканность психологических портретов, подчас доходящая до манерности. Требования сценического реализма едва ли могут быть предъявляемы к П.: это произведение вполне условного стиля, с особенностями которого надо считаться или отвергнуть его целиком. Несколько позже П. перестали быть импровизациями; так, г-жа де-Ментенон написала для сен-сирских институток 40 П. (напеч. в 1828 г.); каждая из этих пьесок заканчивалась пословицей, на тему которой она написана. Окончательно перенес П. из области импровизаций в сферу драматич. литературы Кармонтель (см.), автор "Proverbes dramatiques" (1768—1781 и 1829), "Théâtre de campagne" (1755), "Nouveaux proverbes dramatiques" (1814) и "Pièces inédites" (1825). П. писал также Шарль Колле ("Théâtre de Société", 1767). "Mercure de France" конца XVIII в. полон образцами этого модного жанра. В начале XIX в. писали П. Этьен Госс ("Proverbes dramatiques", 1819) и Теодор Леклерк ("Proverbes dramatiques", 1823—26 и 1828; "Nouv. proverbes dramat.", 1830 и 1833); П. последнего представляют собой маленькие картины нравов и имели в свое время значительный успех. Центром известных драматич. П. Альфреда де Мюссе является любовь; они вполне воспроизводят изящный стиль старых П., с примесью особой меланхолической усмешки, столь свойственной их автору. Его П. — "Un Caprice", "Il faut qu'une porte soit ouverte ou fermée" "Il ne faut jurer de rien" — первоначально не предназначались для сцены. Успехом пользовались также пьески Октава Фелье ("La Crise", "Le Village"), носившие название П., но, в сущности, более глубокие по содержанию, чем этот легкий, поверхностный жанр. Ср. Emile Chasles, "Etudes sur les proverbes dramatiques", в "Athenaeum français" (1864).
Ар. Г.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Пословица драматическая" в других словарях:

  • Репертуар Большого театра (Москва) с 1825 по 1900 год — В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого  …   Википедия

  • Репертуар Большого театра (Москва) — В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого  …   Википедия

  • Репертуар Московского Малого театра XIX века — Основная статья: Репертуар Московского Малого театра Здесь представлен список постановок Московского академического Малого театра России за XIX век[1][2][3][4][5][6][7][8] …   Википедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Козьма Прутков — коллективный псевдоним братьев Александра, Алексея и Владимира Жемчужниковых и гр. Алексея К. Толстого (см.), в «биографии» К. П., составленной В. Жемчужниковым, скромно названных его «опекунами». В настоящее время литературный образ с устойчивым …   Литературная энциклопедия

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия

  • Лирика — ЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом (см.) разумеется поэзия, объективно повествующая о… …   Литературная энциклопедия

  • Дмитриев-Мамонов Александр Матвеевич — [19 (30) IX 1758, Петербург – 29 IX (11 Х) 1803, Москва, похоронен в Донском м ре]. Сын правителя Смоленского наместничества; по матери – двоюродный брат Д И. Фонвuзuна. Первоначальное образование получил у иезуита Совере. С младенчества Д. М.… …   Словарь русского языка XVIII века

  • венец — (завершение, верх чего л.) чего и чему. Драматическая поэзия есть высшая ступень развития поэзии и венец искусства (Белинский). Конец делу венец (пословица) …   Словарь управления


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»