Единство в драме

Единство в драме
Под эстетическим единством понимают согласование частей художественного произведения, т. е. такое их взаимное отношение, которым обуславливается эстетическое действие художественного целого. Это Е. составляет основной закон всякого художественного произведения; но философия искусства во все времена занималась вопросом о единстве преимущественно в драме, как в сложнейшем роде искусства. По Аристотелю, задача драмы — воспроизведение законченного, составляющего одно целое действия. Всякое целое — рассуждает автор "Поэтики" — имеет начало, середину и конец. Началом называется все то, что, по веским причинам, не может иметь места после чего-либо другого; концом называется то, что, по естественному порядку вещей, имеет место после чего-либо другого; середина, в таком случае — то, в чем одновременно кончается начало и начинается конец. Правильно составленная драматическая фабула ό μΰθος) не может начаться или кончиться на любом моменте, но должна удовлетворять требованиям начала, середины и конца, или, что одно и то же, — закону Е. действия. Из закона Е. действия Аристотель выводит последовательно все правила, касающиеся техники драмы (Е. действия он считает законом также и эпоса, указывая тем на родство обоих родов литературы). Понятие Е. действия не было правильно понято позднейшей литературной критикой. Французские эстетики XVII в., с Буало во главе, вычитали у эллинских классиков-драматургов требования еще нескольких Е., на которые у Аристотеля нет никаких прямых указаний (см. Драма). Создавая теорию нескольких Е. — времени, места, лица, — французские критики забыли о внешних условиях античного театра. В этом театре не было резкой пограничной черты между зрительной залой и сценой; хор был сначала настоящим народом и, следовательно, зритель — актером. Естественно, что действие старейшей эллинской драмы начиналось и кончалось в тот же день и в том же месте; этот прием позднейшие драматурги усвоили по традиции, весьма удобной ввиду несовершенства древнегреческого декорационного и режиссерского искусства. Так как понятие Е. лица довольно близко подходит к понятию Е. действия, то это Е. удержалось в литературе несколько долее, чем Е. времени и места, устаревшие вместе с трагедиями Корнеля и Расина. Лессинг, указывая на разницу между античной и современной драмой, предъявлял к последней требование, независимо от Е. действия, также и Е. лица, ссылаясь на английскую литературу (хотя Шекспир часто допускает равноправное участие в фабуле двух главных героев — например Отелло и Яго — да и Аристотель уже заявил в "Поэтике", что "действие становится единым не оттого, что вращается вокруг одного лица"). Современная драматическая критика довольствуется требованием лишь одного, общеэстетического Е., которое в драме есть Е. действия. Литературу — см. Драма.
Вс. Ч-н.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Единство в драме" в других словарях:

  • единство действия (в драме) — требование к драматическому сюжету, в соответствии с которым действие в драме должно быть целенаправленным, как и поведение ее героев, связным и стройным как в главных частях, так и в деталях. Рубрика: структура драматического произведения Часть …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Классицизм — слово, употребляемое: а) как литературный термин и б) как обозначение системы среднего образования. В том и другом случае оно происходит от латинского слова classis, обозначавшего разряды (классы), на какие, сообразно имущественному цензу, были… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Роман — Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности …   Литературная энциклопедия

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Сюжет — 1. С. в литературе отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне связанных (причинно временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое …   Литературная энциклопедия

  • Жанры — К истории проблемы. Определение понятия. Решение проблемы в догматическом литературоведении. Эволюционистские теории Ж. Решение проблемы Ж. «формальной школой». Пути марксистского изучения Ж. Теория лит ых Ж. Тематические, композиционные и… …   Литературная энциклопедия

  • Драматургия — В Викисловаре есть статья «драматургия» Драматургия (от др. греч …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»