- ИГРЫ
- • Ludi.I. Общественные.b) У римлян (ludi). Публичные сценические и праздничные И., по своей главной цели благодарственные празднества, совершаемые в честь отдельных богов, стояли в тесной связи с религией и богопочитанием также у римлян. И хотя позднее, уже к концу Республики, религия все более и более приходила в упадок, все-таки эти И. не только сохранялись, как вообще внешняя сторона и форма религии, без перерыва до позднейших императоров, но и праздновались со все возрастающею пышностью и великолепием. Эти общественные И. (ludi publici) были или годичные и постоянные (ludi stati), или давались по обетам в особых случаях (ludi votivi), или же были чрезвычайные И. (ludi extraordinarii). По своему составу и месту исполнения они разделялись на circenses, gladiatorii и scaenici. Установление первых, названных по цирку, месту их исполнения, приписывали уже Ромулу, который там праздновал Consualia в честь Нептуна. Liv. 1, 9. Они устраивались эдилами со все увеличивающимся блеском, но самые великолепные были при императорах. Их открывали торжественной процессией, причем впереди несли статуи богов, потом следовали должностные лица, сенаторы, всадники, корпорации жрецов и т. д. В самом цирке шествие обходило спину (spina) и приносились жертвы. Потом размещались по местам и начинались И.: cursus, certamen gymnicum, ludus Troiae, venatio, pugna pedestris и equestris, naumachia. И. гладиаторские происходили в амфитеатре, сценические — в театре (об этом разделении И. ср. Cic. legg. 2, 15). Самые главные из римских общественных И. были следующие:1. 1. Apollinares, установленные во 2-ю Пуническую войну в честь Аполлона для того, чтобы он ограждал государство от дальнейшего несчастия (Liv. 25, 12. 26, 23); они продолжались еще во времена императоров. При этом также исполнялись сценические И., время празднования их было 5 июля, место — circus maximus. Liv. 27, 11. 30, 38. Cic. Brut. 20. Cic. ad Att. 2, 19;2. 1. Capitolini, учрежденные по изгнании галлов в честь Юпитера. Liv. 5, 20. При этом происходили гимнастико-сценические и музыкальные И. Herod. 1, 9, 2. Позднее еще упоминается agori Capitolinus, certamen Capitolinum. Suet. Dom. 13;3. l. Florales, также Floralia, весенний праздник, совершавшийся в первые дни мая в честь Флоры, впервые праздновавшийся в 238 г. до Р. X. Рlin. 18, 29, 69. В позднейшее время много позволяли себе при этом шалостей и своеволия;4. l. Magni, упоминаемые Ливием (2, 36), впервые 491 г. до Р. X., а именно ex instauratione, потому что во время одного начавшегося празднества произошло осквернение их. Это нередко случалось при римских И., поэтому такие возобновленные И. назывались ludi instaurativi. Cic. div. 1, 26, 55. Хотя Ливий довольно часто упоминает о ludi magni, все-таки он не дает более подробного описания их, Дионисий Галикарнасский, напротив (1, 66), довольно подробно говорит о них, причем старается во всех этих И. доказать их греческое происхождение. По его рассказу, по крайней мере до начала Пунических войн, ежегодно тратилось на них 500 мин серебра. Они происходили в circus maximus и состояли первоначально только в ристалищах на колесницах, к чему присоединялись состязания атлетов и звериная травля;5. l. Megalenses, также Megalesia, Megalensia, совершались в честь magna mater, μεγάλη θεός, символ которой в виде с неба упавшего камня принесен был в Рим в 205 г. до Р. X. Ей воздвигли храм, и вскоре затем учредили также И. Liv. 29, 14. Вначале они были circenses; как ludi scaenici (см. Театральные представления) их впервые поставили курульские эдилы Г. Атилий Серран и Л. Скрибоний Либон. Liv. 34, 54. Дух и характер этих И. изображается в одном месте у Цицерона (harusp. resp. 12). Во времена императоров, когда культ Изиды был повсюду распространен, вошли, как кажется, в обычай при этих И. обряды, соединенные с мистериями;6. I. Рlеbeii, установленные или после изгнания царей, или по восстановлении согласия между патрициями и плебеями, праздновались в цирке Фламиниев в начале ноября и нередко ex instauratione и по своему составу были главным образом также circenses; часто, кажется, при этом устраивалось пиршество (epulum). Они были ludi stati. Liv. 23, 10. 27, 21. 31, 4;7. l. Romani, упоминаемые у Ливия обыкновенно рядом с ludi plebeii, составляли празднества патрициев, в то время как те принадлежали плебеям. К ним прибавились сценические И; позднее, кажется, они состояли из театральных И. По Цицерону (Verr. 1, 10, 31), они продолжались 15 дней и были посвящены Юпитеру, Юноне и Минерве;8. l. Saeculares, столетние И., были учреждены консулом Л. Валерием Попликолою по внушению Сивиллиных книг. Празднуя их, имели в виду достигнуть постоянного владычества над Италиею и соединенных с этим преимуществ. Год первого их празднования уже древними не был установлен; совершение этих И. каждый раз вносилось в записки квиндецимвиров, на обязанностях которых, по крайней мере во времена императоров, лежало также и выполнение этих И.; прежде, может быть, устройство их принадлежало децемвирам. Они праздновались регулярно каждые 100 лет, и если иной раз проходило 110 лет, то причина этого, вероятно, заключалась в особенных обстоятельствах времени. Празднование продолжалось 3 дня и 3 ночи; ночные празднества часто соединялись с безнравственными выходками, поэтому Август дозволял юношам и девицам участвовать в них только под присмотром старших родственников. Перед началом празднества раздавались lustralia, факелы, сера и смола, также пшеница, ячмень и бобы. Затем герольд приглашал народ сходиться на И., quos nunquam quisquam spectasset nес spectaturus esset. Затем устраивались большие жертвенные пиршества, lectisternia, соединенные с торжественными молитвами к Юноне. Празднества открывались торжественным шествием (pompa), затем следовали И. в цирке, главная часть этих И.; к ним присоединялось также ludicrum Troiae (Tac. ann. 11, 11); притом исполнялись также гладиаторские И., к которым императоры прибавили еще соединенные с большими издержками звериные травли (venationes). Во времена императоров эти празднества совершались не всегда вполне регулярно. Вначале они праздновались в честь Плутона и Прозерпины, позднее — многих богов, но преимущественно Аполлона и Дианы. Во время празднования их консулы, позднее императоры приказывали децемвирам или квиндецимвирам вопрошать Сивиллины книги, потом рассылались по всей Италии глашатаи объявлять о великом торжестве. В продолжение нескольких дней приготавливались к торжеству молитвами, жертвоприношениями, украшением алтарей цветами; сперва приносили жертвы ночью подземным богам, паркам, помогающим в родах богиням, богине земли (Tellus), затем на Капитолии Юпитеру, Аполлону и Диане, а старейшим богам устраивался lectisternium. Ночи проводили в пляске и пении веселых песен; наконец, в храме Аполлона на Авентинской горе исполнялось большое торжественное пение (carmen saeculare) 27 мальчиками и столькими же девочками. Этим собственно заканчивались празднества, однако веселье продолжалось еще далее. Spectacula nocturna, упоминаемые Светонием (Oct. 31), кажется, состояли в театральных представлениях;9. l. Augustales. Следует различать три праздника, учрежденные в честь Августа. Празднование дня его рождения (23 сентября) совершалось во время его правления, если и не по закону, то все-таки по установившемуся обычаю (Dio Cass. 54, 26. 34. 55, 6. Suet. Oct. 57). В древних календарях стоит под этим числом: Augusti natalis. Ludi Circenses. По благополучном возвращении его с Востока в 18 г. до Р. X. день его въезда в Рим (12 октября) был объявлен праздником, который должен был праздноваться ежегодно и назывался Augustalia (Dio Cass. 54, 10). Только 8 лет спустя, в 10 г. до Р. X., кажется, сенат издал определенные правила о том, как совершать этот праздник (τότε πρω̃τον ε̉κ δόγματος, Dio Cass. 54, 34). В Calend. Maff. стоит под 12 октября Augustalia. Ludi Augustales по смерти Августа были учреждены Тиберием в честь divus Augustus (Tac. ann. 1, 15) в 14 г. до Р. X. и в первый раз в том же самом году (Tac. ann. 1, 54) они были празднуемы с 5 по 11 октября под председательством трибунов. Тогда только было объявлено, чтобы эти ludi Augustales праздновались ежегодно, и выполнение их поручалось претору перегрину (Tac. ann. 1, 15). В Calend. Amitern., составленном по смерти Августа, помещено под 5 октября Ludi divo Augusto et fort. reduci commit., а под 6-11 октября Ludi; кроме того, сохранилось празднование Augustalia 12 октября, под которым значится: Ludi in Circ. fer. ex S. C. Q. E. D. imp. Caes. Aug. ex transmarinis provinc. urbem intravit araq. fort. reduci constit. Дион (56, 46. 47) сообщает об упомянутом Тацитом сенатском заседании, в котором шла речь об Augustales и было постановлено предварительное решение, но он, очевидно (у него 1. Augustales постоянно называются Augustalia), ошибается, полагая, что то решение относилось к дальнейшему празднованию Augustalia (праздник возвращения) и после смерти Августа; поэтому, вероятно, его заметка (54, 34. 'ά καὶ νυ̃ν 'άγεται) касается ludi Augustales, которые потом праздновались до позднейших времен императоров;10. Ludi Tarentini, см. Tarentini ludi, Терентинские игры;11. Ludi Taurii, см. Taurii ludi, Таврийские игры. ср.: Friedländer, Beckers Handbuch der Rom. Alterth. IV, стр. 473 слл.II. Семейные И. и забавы у греков и римлян.Для развлечения у греков существовало очень много разнообразных И., особенно во время пиршества, Поллукс (9, 7) насчитывает их приблизительно до полсотни, в числе которых встречаются И., весьма употребительные еще и в наше время, напр., крашеные куклы из обожженной глины (κόραι, κοροπλάθοι или κοροπλάσται, также νύμφαι, всевозможные фигуры, также мифологические), обруч (τροχός), волчок ('ρόμβος, στρόβιλος), И. в жмурки (χαλκη̃ μυι̃α), конек (Plut. Ages. 25) и др. Самые обыкновенные И. следующие:1. И. в бабки и кости, alea, в которых употреблялись бабки, tali, α̉στράγαλοι, α̉στραγαλισμός или камешки — кубы, tesserae, κύβοι. Бабки (tali) имели 4 ровных плоскости, на которых точками или черточками обозначались очки 1и 6 да 3 и 4; 2 и 5 вовсе не было. Брали по 4 таких бабки, трясли их в кубке (pyrgus, turricula, phimus, fritillus) и затем выкидывали их на доску (alveus, alveolus, abacus). Самый счастливый удар назывался Venus, именно если все 4 бабки показывали разные очки (Horat. Od. 2, 7, 25); самый неудачный назывался Canis, если на каждой бабке было 1. Другая из этих И. состояла в том, что пять астрагалов, которые клали на ладонь, подбрасывали вверх и затем ловили оборотною стороною руки. Кубы (tesserae) имели, как и теперь на всех шести сторонах, очки: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Как бабки, так и кубы употреблялись в азартных И., которые были строго запрещены, или пользовались ими при выборах и т. д. Собственно И. в кубы (κυβεία) шла большею частью на деньги; собирались для этого в помещениях, которые назывались κυβει̃α или σκιρὰφεια;2. к И., которые требовали внимания и ума, принадлежала так называемая πεττεία или πεσσεία, в которой употреблялись камешки (πεσσοί). Один род этой И., называемой πόλις, кажется, имел некоторое сходство с нашей И. в шашки. Отдельные поля (χω̃ραι) игральной доски назывались притом πόλεις, ходить камешками называлось θέσθαι τὴν ψη̃φον, брать назад свой ход — α̉ναθέσθαι. Цель И. состояла в том, чтобы запереть противника. Камешек, очутившийся между двумя чужими, был взят. Изобретателем πεσσοί называется Паламед. Подобных И. в Риме было две, ludi latrunculorum и duodecim scriptorum. Первая была похожа на нашу И. в шахматы или это был род И. в крепость, в которой следовало брать камешки противника или запереть их (ligare, alligare). Вторая (Cic. de or. 1, 50, 217), подобная немецкому Puff, зависела больше от счастья, и камешки передвигались смотря по удару костей — кубиков;3. Ludere par impar, α̉ρτιάζειν, И. в чет и нечет, была азартная И., в которой противник должен был отгадывать, держат ли в руке четное или нечетное число монет или других предметов;4. И. в мяч, σφαιριστική; древность ее видна уже из Гомерова описания И. навсикаи. Она настоятельно рекомендовалась греческими врачами и весьма охотно исполнялась как молодыми, так и взрослыми. В гимназиях была отведена особая комната, в которой учитель, σφαιριστικός, давал наставления в этой И. Мяч (σφαι̃ρα, σφαίριον) делался из кожи и набивался легким веществом. В α̉πόρ̉ρ̉αξις играли двое маленьким мячом. С размаху кидали его в наклонном направлении на землю, так что он делал несколько прыжков, чем больше, тем лучше, и соучастник должен был затем со своего места принимать его ладонью и так же отбрасывать его. При И. в ου̉ρανία кидали мяч вверх как можно выше и участвующий в И. должен был его ловить. В И. ε̉πίσκυρος или ε̉φηβική, собственная родина которой была Спарта, общество делилось на две равные партии линиею; σκυ̃ρον. Сзади каждой партии играющих линия определяла границу, переходить которую во время И. они не имели права. Мяч, положенный на σκυ̃ρον, брал один из играющих и бросал в сторону противников, которые должны были ловить его и отбрасывать назад, не переступая проведенных границ. Игра кончалась, как только одна партия была отброшена за пограничную линию. В И. φαινίνδα, как кажется, играли пустыми мячами, и именно так, что кидающий целил мяч в одного товарища, в действительности же давал ему другое направление. Наконец, при κωρυκοβολία прикреплялся к потолку комнаты наполненный легкими веществами шар, спускавшийся до живота играющего. Задача состояла в том, чтобы грудью или руками приводить его все в более и более быстрое движение. Римляне от pila (обыкновенного мяча) отличали follis, большой, наполненный воздушный шар, и paganica, набитый перьями мяч. Играли или в подачку (datatim), когда ловили и отбрасывали мяч руками, или в подбивку (expulsim), когда локтем подбивали падающий с высоты мяч, направляя его к другому; для этой цели локоть защищался деревянным кольцом. В И. tvigon было 3 участника, которые бросали и ловили мячи левою рукою. При И. в подхват, harpastum (по Афенею прежде называвшейся φαινίνδα), подбрасывали один или несколько мячей, и играющие должны были ловить (по Гулю и Конеру);5. был ли распространен у римлян κότταβος, неизвестно. О семейных И. и забавах у греков и римлян ср. главным образом Becker, Charicles, II, стр. 292 слл., Gallus, III, стр. 325 слл., Grasberger, Erziehung und Unterricht im klass. Alerthum, часть 1(1864).
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.