- Знамя
- Знамя (древнерусское - стяг, хоругвь, прапор) - кусок материи,прикрепленный к древку, имеющему на верху какое-нибудь эмблематическоеизображение. З. были у всех народов с древнейших времен и ныне одинаковоимеются как у народов цивилизованных, так и у диких. Первоначально, надодумать, З. в войсках имело целью служить указанием места сбора в бою; нотакое значение З. давно уже утратилось, осталось значение внутреннее,как символа, выражающего идею единства, связывающего воинов в одноцелое. Отсюда развитие и сохранение до настоящего времени взгляда на З.,как на святыню, под которою соединяются верные своему долгу воины, скоторою они идут в бой и за которую умирают. Отсюда же постепеннаязамена одного общего войскового З. отдельными знаменами тактическихвойсковых единиц. З. воинской части есть ее честь и слава. Потеря З.есть потеря чести; приобретение З. неприятельского составляет дляпобедителя величайшую славу. Вместе с тем З. имело и имеет значениеусловного знака - господства над страной, овладения крепостью илиштабом, ставки полководца и проч. У евреев времен Моисея каждое колено,кроме левитова, имело свое особое З. У египтян вместо З. были насаженныена пики разные аллегорические фигуры. У китайцев и индусов З. состоялииз трех основных частей современного З. - полотна, древка и наконечника.У римлян сперва были пики, с насаженными на них изображениями зверей иличеловеческой руки; затем явилось изображение орла, над которым иногдаприкреплялась поперечина, с куском драгоценной ткани. С принятиемхристианства орел был заменен крестом и начальными буквами имени ИисусаХриста. В средние века, у германцев, З. получили еще большеераспространение. В XII и XIII стол. стали различать З. имперское,государственные, областные, отрядные, народные и проч. У восточныхнародов, со времен Магомета, З. всегда особенно почитались. У аравитянЗ. пророка было величайшей святыней и охранялось отборной дружиной. З. уних имели изображение полумесяца на верхушке или на полотне. Этототличительный знак сохранился и до сих пор у всех мусульман. Послеучреждения постоянных войск появились З. отдельных войсковых частей. Всамых старых строевых и иных войсковых уставах имеются подробныеуказания о почестях, которые должны быть отдаваемы З., о приведении кприсяге под знаменами и др. С XVII и XVIII ст. на З. начинают появлятьсяразнообразные девизы. В Англии до сих пор каждый полк имеет на З. свойдевиз и свою эмблему. В России до принятия христианства стягам воздавались божескиепочести. С принятием христианства, на стягах стали вышивать крест итексты из св. Писания, а затем на них появились образа Спасителя иСвятых. В позднейшее время начали различаться З. большого полка,сторожевого, ертаульного. В коннице введены были З. меньшего размера -прапоры. Петр Великий определил в каждой роте иметь по З. Состоявшее впервой роте считалось полковым и было белого цвета; в прочих ротах З.были разных цветов. Особенно возвысил значение З. имп. Павел I. До негоони полагались на определенные сроки. Павел I повелел, чтобы З. иштандарты оставались в войсках бессрочно, и начал жаловать ихсобственноручно или при особых грамотах. По действующему закону (ст. 123- 147 Св. В. П., кн. VIII), З. считается знаком отличия. Каждый полк, аравно каждый батальон, который в военное время образует из себя полк,получают при сформировании одно знамя или (в кавалерии) один штандарт;но имеющиеся у большинства полков прежде пожалованные З. по числубатальонов сохраняются и в торжественных случаях выносятся в строй.Прочим отдельным войсковым частям З. жалуются лишь за военное отличие,или когда со времени сформирования их исполнится сто лет. Потерянные вбою З. или штандарты не могут быть иначе возвращены, как особеннымотличием. В 1883 г. установлен, для жалования на будущее время, новыйобразец З., но до сих пор таких З. пожаловано еще немного. К.-К.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.