- Диптих
- Диптих (diptucon) - две деревянные, костяные или металлические,продолговатые дощечки, соединенные одна с другою помощью шнурка, тесьмыили шарнира и складывающиеся вместе, на подобие книжного переплета.Снаружи они имели гладкую поверхность или же украшались резною работою,а с внутренней стороны, представляя также гладкое поле, обведенное покраю выпуклою полоскою, покрывались слоем воску, на котором можно былописать или, вернее, царапать, посредством стальной заостренной палочки(стиля). Д. играли у древних римлян и греков роль записных и памятныхкнижек. Иногда дощечки, с одного из своих узких краев, были снабженымаленькими рукоятками, чтобы удобные было держать их в руке при писании.Термин "диптих" явился только во времена Константина Великого; перед темподобные записные дощечки назывались у римлян tabulae, pugillares,codices и codicilli, а у греков - pinakeV; и deltoi. В тех случаях,когда записная книжка заключала в себе, сверх двух внешних створок, ещеодну, две и более дощечек внутри, ее называли триптихом, тетраптихом ит. д. Особую категорию составляют так называемые "консульские Д.". Ониотличались от обыкновенных более значительным размером (доходили иногдадо 1/4 фут. в вышину) и делались всегда из слоновой кости. То былидорогие художественные произведения, которые новоизбранный консул дарилсенаторам, префектам провинций и другим важным лицам, подавшим за негосвой голос. Внешние стороны консульских Д. украшались надписями,эмблемами и художественно исполненными изображениями самого консула,восседающего на курульском кресле, в роскошном одеянии, и держащего водной руке скипетр, с бюстом императора на верхнем конце, а в другой - цирковую маппу (mappa circensis), - сверток ткани, которою консулдавал сигнал дня начала игр. Под фигурою консула, снабженноюобозначением его имени, нередко изображались представления в цирке, бойгладиаторов и т. п. На внутренних поверхностях створок помещался списокконсулов, начиная с Л. Юния-Брута и кончая тем, по чьему заказуизготовлен Д. Консульские Д. вошли в употребление на Западе и наВостоке, по-видимому, не ранее III в. по Р. Хр.; самый древний из нихотносится к 248 г., самый поздний - к 541 г. Доселе сохранились Д. 21консула, в 30 экземпл. Из них пять, происходящие из коллекцииБазилевского, находятся в Имп. Эрмитаже (в Отделении Средн. Век. и эпохиВозрождения). Когда христианство в Римской империи восторжествовало надязычеством, новая религия приспособила консульские и другие Д. к своемуупотреблению. Одни из них стали служить переплетными досками Евангелий ивообще священных книг, причем их обделывали в богатые золотые оклады,украшенные драгоценными каменьями и эмалью. Большинство древнейших Д.дошло до нас, благодаря именно употреблению их в христианской церкви.Другие экземпляры заняли место на алтарях, в виде украшения и, вместе стем, в значении таблиц, по которым священнодействующий мог читатьбогослужебные молитвы или поминать живых и умерших. С конца IV в.появились Д., изготовленные специально для церковных целей, сизображением уже не мирских сюжетов, а евангельских и ветхозаветныхсобытий, ликов Христа, Богородицы, апостолов и т. п. Так как впоминальные списки вносились имена всех тех, кто выказал усердие ипреданность религии - царей, патриархов, епископов, мучеников,исповедников, благотворителей и пр., - то подобные синодики делались, стечением времени, слишком длинны для того, чтобы умещаться на одном Д.Поэтому заведись Д. троякого рода: 1) епископские Д. (diplychaepiscoporum), для поминовения местных архиереев; 2) Д. живых (d.vivorum), в кот. вписывались имена здравствующих государей, духовныхсановников, жертвователей на пользу церкви и вообще всех достойных еечад, и 3) Д. усопших (d. mortuorum), назначенные для записи скончавшихсяпоборников религии и благочестивых людей. Запись чьего-либо имени в Д.считалась для этого лица почетом; наоборот, получить отказ в такойзаписи или быть вычеркнутым из Д. - составляло позор, в некотором родеотлучение от церкви. В средние века употребление Д. в церквах сделалосьвсеобщим; они стали водиться и у частных людей, причем, однако, характери назначение их постепенно изменялись. священные изображения сталипомещаться на внутренних сторонах досок, внешние же стороны оставлялисьгладкими Это были уже не записные таблетки или переплетные оклады книг,а образа-складни, перед которыми благочестивые люди молились в своихдомах, и которые крестоносец, пилигрим и самый бедный странник брали ссобою в путь, как предметы религиозного поклонения. Памятники этого родаособенно размножаются с IX ст., после эпохи иконоборства. Можнопредполагать, что именно гонение на священные изображена способствовалораспространению таких небольших, легко передвижных и скрываемых образов.Наряду с Д. из слоновой кости вошли в большое употребление триптихи -трехстворчатые складни, - сделанные из того же материала, а равно искладные образа, резанные из дерева, литые из меди, изготовленные изблагородных металлов и украшенные эмалью. В XIV ст., вследствие редкостии дороговизны слоновой кости, получили преобладание складни деревянные,принимавшие порою значительные размеры и служившие, в таком случае,надпрестольными иконами в церквах и капеллах; однако костяные иметаллические Д. продолжали быть в ходу вплоть до XVI ст. и даже позже.Ср. Fr. Gori, "Thesaurus veterum diptychorum consularium etecclesiasticorum" (1759); "Catalogue of the Fejervari ivories in theMuseum of F. Mayor" (Ливерп., 1856); F. Westwood, "A descriptivecatalogue of the fictile ivories in the South-Kensingtou Museum" (Л.,1876); F. Labarte, "Histoire des arts industriels" (т. I); "Dictionnairedes antiquites grecques et romaines, publ. par Saglio" (т. V. статья Gr.Bloch'a: "Diptychon"). А. С - в.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.