- Даргомыжский
- Даргомыжский (Александр Сергеевич) - выдающийся русский композитор,род. 2 февраля 1813 г. в имении отца своего, Смоленской губ. Допятилетнего возраста он был совершенно лишен дара слова. Шестилетнего Д.начали учить игре на фортепиано. Первою его учительницею была ЛуизаВольгеборн, а впоследствии весьма хороший музыкант, Адриан ТрофимовичДанилевский, который не поощрял ранние попытки Д. сочинять романсы ималенькие фортепианные пьески. Последним его учителем игры на фортепианобыл Шоберлехнер, ученик известного Гуммеля. Игре на скрипке Д. учился уЮшкова, а пению у Цейбиха. В начале 30-х годов Д. уже приобрелизвестность, как автор многих романсов и сочинений для скрипки ифортепиано. Около этого же времени он поступил в министерство двора, вкотором служил до 1835 г.; познакомился с Глинкой, Жуковским, Пушкиным,и стал писать оперу "Лукреция Борджиа", но вскоре, по совету Жуковского,принялся за другую, не окончив первой. "Эсмеральда" была окончена в 1839г., но, несмотря на все старания автора, не была принята на сцену.Огорченный этой неудачей, Д. отправился за границу, где сошелся сФетисом в Брюсселе и Галеви в Париже. Их советы и сочувственные отзывы оего таланте в иностранной печати отразились благоприятно на егомузыкальной деятельности. По возвращении из-за границы, в 1845 г., Д.,наконец, добился постановки "Эсмеральды". Она шла в первый раз, суспехом в Москве, 5 декабря 1847 г., а впоследствии, в 1851 г., в СПб.,где имела еще больший успех. Знаменитый итальянский певец Тамбуринижелал, чтобы "Эсмеральда" была поставлена на итальянской сцене, в егобенефис: но ему было в том отказано. Опера-балет Д. : "Торжество Вакха"не была принята на сцену, причем дирекция даже ничем не объяснила своегоотказа. Если бы не успех концерта Д., устроенного в 1853 г. кн. В. Ф.Одоевским и А. Н. Карамзиным, то, быть может, такая же участь постиглабы и "Русалку", которая была окончена в 1855 г. и в следующем году былапоставлена в театре-цирке, нынешнем Мариинском. "Русалка", заисключением даровитого О. А. Петрова, исполнялась сначалавторостепенными артистами и не имела того успеха, которого вполнезаслуживала, несмотря на благоприятные о ней отзывы в печати А. Н.Серова и других критиков. Только в 1866 г. она приобрела всеобщиесимпатии. Этот успех ободрил упавшего духом автора, и он принялся заволшебно-комическую оперу "Рогдана", писать которую вскоре бросил, апотом за "Каменного гостя", который вполне окончен им не был. Этопроизведение оркестровано Римским-Корсаковым и дописано Кюи после смертиавтора. Из оркестровых произведений Д. главные: "Малороссийскийказачок", "Чухонская фантазия" и "Баба-яга". Кроме того, он написалмножество романсов (свыше 100), собрание хоров ("Петербургскиесеренады") и др. Д. ум. 5-го янв. 1869 г. Влияние Глинки на творчествоД. несомненно. Крупное дарование Д. получило бы гораздо большееразвитие, если бы он жил при других условиях. Главным тормозом вдеятельности Д. была дирекция имп. театров. "Эсмеральда", пишет Д. всвоей автобиографии, помещенной в газете "Музыка и Театр", издававшейсяА. Н. Серовым в 1867 г., - "пролежала у меня в портфеле целые восемьлет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годыжизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность". В1863 г. Д. пишет Кукольнику (письмо это помещено в газете "МузыкальныйСезон" за 1870 г.): "Ты спрашиваешь, как идет моя музыка? Да как ейидти, проход-то тесен. С одной стороны, гнусный произвол дирекции, сдругой - ярое невежество публики". Когда, наконец, "Русалка" сталавызывать восторги публики, Д. было уже 53 года; утомленный прошлыминевзгодами, он уже не мог воспрянуть. Наиболее крупным произведением Д.следует считать его "Русалку", в которой автор выказал наибольшуюсамобытность, наибольшую силу творчества. В ней есть драматическиемоменты, полные правдивости и выражения. В особенности в речитативахНаташи в первом действии, в дуэте князя и мельника в третьем действии Д.является замечательным психологом-музыкантом. В массе номеров этой оперывиден чисто русский композитор, глубоко проникнутый складом русскоймузыки. В дуэтах, ариях, ансамблях Д. заметна слишком большаяразработка, вследствие чего они имеют более концертный характер и насцене кажутся замедляющими ход действия. На очертания характеров авторомобращено немалое внимание. Опере вредит то обстоятельство, что самоесильное впечатление производит первое действие, а затем интереспостепенно падает. В последней опере Д., "Каменном госте" - сплошьречитативная музыка, в которой больше обдуманного, чемпрочувствованного. Первый большой труд Д.: "Эсмеральда", написан подвлиянием произведений французской комической оперы. В ней виденмногообещающий талант, еще не развернувший свои крылья. Д. немногозанимался теорией композиции; его можно скорее считать автодидактом. Всеего серьезные теоретические занятия, судя по словам самого Д.,ограничились знакомством с теоретическими рукописями проф. Дена, которыеД., получив от Глинки, переписал и "скоро усвоил себе мнимые премудростигенерал-баса и контрапункта" (как выражается Д. в своей автобиографии).Формой, а в особенности симфонической, Д. владел не особенно свободно. Вромансах Д. много вкуса, чувства и того психологического анализа,который с таким блеском проявился в "Русалке". Выдающейся чертой талантаД., которую, к сожалению, он мало разрабатывал, была склонность ккомическому элементу. Он проглядывает в партии мельника в первомдействии "Русалки", в партии свата и в песенке Ольги в той же опере, вромансе "Титулярный советник" и др. Но Д., как артисту и художнику, былоне до веселья, о котором он редко вспоминал в продолжение своейтворческой деятельности. Н. Соловьев.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.