- ДАРГОМЫЖСКИЙ
-
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-69), композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Гл. произведение -опера "Русалка" (1855, по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовало рождение нового жанра русской оперы - народной бытовой психологической драмы. В творчестве Даргомыжского выражены критические социальные тенденции (песни "Старый капрал", "Титулярный советник" и др.). Разработал метод т. н. интонационального реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизиро-ванного речитатива в опере "Каменный гость", на неизменённый текст "маленькой трагедии" Пушкина; завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Рим-ским-Корсаковым, 1872). Оказал значительное влияние на музыку композиторов "Могучей кучки" (М.А. Балакирева и др.), П. И. Чайковского. Опера "Эсмераль-да" (1847), опера-балет "Торжество Вакха" (1848); сочинения для оркестра (в т.ч. "Баба-яга", 1862, "Чухонская фантазия", 1867) и для фортепиано, романсы и др.Источник: Энциклопедия "Отечество"
Александр Сергеевич (2.02.1813-5.01.1869), композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Опера «Русалка» (1855. по одноименной поэме А. С. Пушкина) знаменовала в русской опере рождение жанра бытовой психологической драмы.
«Каменный гость» (пост. 1872, на текст А. С. Пушкина, завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым) — смелый опыт реформы оперы: Даргомыжский здесь разрабатывает метод т. н. интонационного реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного речитатива).
Драматические социально-критические и сатирико-комические песни Даргомыжского («Старый капрал», «Титулярный советник» и др.) до сих пор остаются в классическом репертуаре русских вокалистов.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"