- ДАВИД
- ДАВИД
-
ДАВИД (Δαβίδ, Фессалоникийский?-ср. Vat. gr. 1023 f. 84 v.: δαΐδ θεσσαλονίκης έξηγούμενος) (кон. 6—нач. 7 в.) — греческий философ, представитель Александрийской школы неоплатонизма. Судя по имени и отдельным пассажам сочинений—христианин (см., напр., CAG XVIII 2, ρ, 129, 8—9). Сохранились ученические записи лекций Давида: стандартные пролегомены к философии (см. Ари— стотеля комментаторы) общего характера (24 занятия), где философия рассмотрена в 4-х аспектах: “существует ли?”, “чем является?”, “какова она?”, “ради чего существует?” (ср. Arist. Anal. post. Il 1 89b); пролегомены (4 занятия) и комментарии (32 занятия) к “Введению” Порфирия, предварявшие рассмотрение “Категорий”, с которых начинался курс аристотелевской логики. Близок к комментаторскому методу Давида вышедший из Александрийской школы того же примерно времени комментарий к “Введению”, опубликованный Вестеринком под именем Псевдо-Илии (Псевдо-Давида). Давид читал лекции по “Органону” и “Физике”. Сохранились переводы пролегоменов и комментарий к “Введению” на армянском языке, относящиеся к 7 в.Соч.: Davidis Prolegomena et in Porphyrii Isagogen conunentarium, ed. A. Busse. B., 1904; Pseudo-Elias (Pseudo-David), Lectures on Porphyry's Isagoge, ed. L. G. Westerink. Amst., 1964.Лит.: Conybeare Fr. C. A collation with the Ancient Armenian versions of the Greek text of Aristotle's Categories etc.... Oxf., 1892, p. XXXI; Msterink L. G. Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy. Amst., 1962, p. XXIH-XXIV, XXK-XXXII; Prolégomènes à la philosophie de Platon par L. G. Westerink, J. Trouillard et A.-Ph. Scgonds. P., 1990, p. XXXVI—XXXVII; Wslerink L. G. Philosophy and medicine in Late Antiquity.—“Janus”, 1964, 51, p. 169—177.Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.