- Гуно
- Гуно (Charles Gounod) - самый видный представитель современнойфранцузской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашеговремени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельностьв 1839 г., кантатою "Fernand". В его 14 операх, 19 духовных сочинениях,в его симфонической и камерной музыке много вдохновенных страниц; носреди массы его произведений следует отметить три, в которых дарованиеего наиболее сконцентрировалось: оперы "Фауст" и "Ромео и Джульетта" идуховная кантата "Gallia". Гласная сторона дарования Г. - лиризм,самобытная мелодическая и гармоническая красота, задушевность. С внешнейстороны в своих сочинениях Г. является тоже большим мастером: стройныйформы, красивая) всегда звучная тщательная и своеобразная оркестровка.Тщательность отделки особенно проявляется в "Фаусте". Музыка Г. в этойопере непрерывно певуча и красива. Хотя в "Ромео и Джульетте"встречаются прекрасные места, но в целом эта опера уступает "Фаусту",вследствие некоторых номеров, не лишенных общих мест. Г. - певец любви:как в "Фаусте", так и в "Ромео" он в любовном элементе доходит доистинно художественной высоты. В местах сильно драматических он хотя ивыразителен, но не достигает захватывающей силы. В его мессах в другихдуховных произведениях чувствуется большая искренность и возвышенностьстиля, особенно в кантате "Gallia", написанной под влиянием тяжелой дляФранции годины франко-прусской войны. Г. нигде не выступает ярымноватором, но его музыка тем не менее дышит новизной, свежестью. Онвыражается своеобразно потому, что иначе не может выражаться, а непотому, чтобы он непременно хотел оригинальничать. Хотя оперы "Сафо","La Nonne sanglante", "Le medecin inalgrе lui" (написанные в период 1851- 1858 г.) особенного успеха не имели, во в каждой из них были признакидарования, от которого можно было ожидать многого в будущем. В 1859 г.появление"Фауста" поставило Г. в ряд крупнейших современныхкомпозиторов. Успех этой оперы с каждым годом так возрастал, что неудачапоследующих опер ("Philimon et Bancis", "La reine de Saba", "Mireille")не могла уже повредить репутации Г. В 1867 г. появление "Ромео иДжульетты" опять дало Г. блестящий успех. Во время пребывания в Лондоне(1870 - 71) Г. написал "Grallia", а затем были поставлены в Париже егооперы: "Polyeucte" и "CinqMars", с посредственным успехом. Кромевышеупомянутых опер, Г. принадлежат "Georges Dandin". В СПб. из опер Г.шли: "Доктор по неволе" (в Малом театре), "Фауст", "Филимон и Бавкида","Мирейль", "Ромео и Джульетта", "Сен-Марс" (на сцене Имп. оперы). Ср.Jules Claretie, "Charles G." (Пар., 1875); Georgina Weldon,"Autobiographie de Ch. G." (Л., 1875); Arthur Pougin, "Charles G." (П.,1877). Н. Соловьев.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.