- Ганг
- Ганг играет очень важную роль в индийской мифологии. В Ригведе онупоминается только два раза, откуда обыкновенно делается вывод, чтоиндусы в эпоху составления этого памятника жили еще на северо-западеИндостанского полуострова, на берегах Инда. В позднейшие эпохи онполучает больше значения и наконец делается наиболее чтимой и священнойрекой индусов, так что в Магабхарате (п. XIII, 1793) говорится: "как всекасты и различные ступени жизни брамина без добродетели и познаний, какжертва без сока Сомы, так был бы мир без Ганга". В Пуранах ВиядгангаГанг вытекает из ножного пальца Вишну и сводится с неба на землюмолитвами святого Бхагиратха, чтобы очистить пепел 60000 сыновей царяСагара, которые были сожжены гневным взглядом мудреца Капила. Вследствиеэтого Г. получает имя Бхагиратхи. Г. разгневался за свое удаление снеба, и бог Шива, чтобы спасти землю от тяжести его падения, подхватилреку на свое чело и задержал ее течение своими переплетенными локонами.Поэтому Шива получает имя Гангадхара (поддерживающий Г.). Река потекла счела Шивы несколькими потоками, число которых обыкновенно принимаетсясемь, почему она и называется Саптасиндхава (семь рек). Собственно Г.есть одна из этих 7 рек. При своем падении на землю Г. помешал мудрецуДжагну, занятому жертвоприношением, который в досаде выпил воду, нопотом смиловался и позволил ей течь из своего уха. Отсюда название Г. -Джагнави. Олицетворенный как божество, Г. является старшей дочерьюГимавата (Himavat - олицетворение гор Гималая) и его жены Мена; еевыдали за царя Шантану, от которого она родила сына Бхишма (страшный);этот последний по матери называется также Гангея. Г. является такжематерью бога войны Картикея. По сказанию Магабхараты, от брака Г. сбогом Агни произошло золото. Г. имеет еще много имен или титулов. С.Булич.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.