- Ватикан
- Ватикан - папская резиденция в Риме; дворец расположен на Ватиканскомхолме (Mons Vaticanus) к северо-западу от Тибра, у самого храма св.Петра. О начале постройки В. нет точных сведений: одни приписывают ееКонстантину В., другие относят первоначальную постройку ко времени папыСиммаха (VI в.). Достоверно, только то, что во время приезда Карла В. вРим для коронования, резиденциею папы Льва III служил дворец наВатиканском холме; но затем дворец был запущен и резиденция папыперенесена в Латеранский дворец. Только со времени возвращения папы изАвиньона (1377) В. становится постоянной папской резиденцией ирасширяется целым рядом грандиозных пристроек. При Сиксте IV (1471)построена знаменитая Сикстинская капелла. При Иннокентии VIII (1490)воздвигнут вблизи от В. Бельведерский дворец, который архитекторомБраманте был соединен с В. двумя великолепными галереями, по поручениюпапы Юлия II (1503). Браманте были также начаты окружавшие двор св.Дамаза ложи, которые позже закончены и расписаны Рафаэлем и егоучениками. Папою Павлом III построены капелла Паулинская и рядом с нейт.н. Sala regia (царская зала). При Пии IV и Григории XIII появилисьсеверное и восточное крыла лож, а Сикст V построил поперечную галерею, вкоторой помещается В. библиотека. Климент XIV и Пий VI основ. т.н.Пиo-клементинский музей, а Пий VII - музей Kиармонтский и провел вторуюпоперечную галерею, т.н. Браччио Нуово (1817 - 22). Григорий XVI основалмузеи Этрусский и Египетский и наконец папа Пий IX покрыл стекляннойкрышей Ложи Рафаэля и построил четвертую стену двора св. Дамаза. Такимобразом В. не представляет собою однородного архитектурного целого; это- собрание дворцов, зал, галерей, капелл, по стилю и времени постройкипринадлежащих к разным эпохам и заключающих в себе беспримерное собраниесокровищ архитектуры, живописи и скульптуры. В В. насчитывают до 20дворов, более 200 лестниц и 12000 комнат. По внешнему виду этонеправильный четырехугольник, тянущийся с юга на север в косомнаправлении от храма св. Петра. Продольные - восточный и западный фасадыобразованы двумя галереями, соединяющими старый В. с Бельведером.Пространство между этими галереями разделено двумя поперечнымигалереями: Библиотечной и Браччио Нуово на 3 двора, 1-й, ближайший к В.,назыв. Бельведерским. В 3-ем дворе разбит сад т. наз. Giardino dеllaPigna. Другой большой сад (Girardino Pontifico) расположен на запад отдворца, на склоне холма, откуда открывается чудный вид на храм св. Петраи где находится прелестная villa Pia, построенная Пиццо Лигорио для папыПия IV, ныне несколько запущенная. Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады св. Петра,близ конной статуи Константина В. Главная лестница, scala Regia, свеликолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет вцарскую залу(Sala Regia) - служащую вестибюлем для Сикстинской иПаудинской капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари,Саммакини, брат. Цуккеро, Сальвиати и Сиккиоланте. Паудинская капеллазамечательна двумя фресками Микель-Анджело: "Обращение апостола Павла" и"Распятие ап. Петра", значительно пострадавшими от копоти восковыхсвечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. Во втором этаженаходятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так назыв. Stanze, которыеРафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Х(1508 - 20): 1) Stanza de Incendio - с фреской "Пожар г. Борго" - работасамого Рафаэля; 2) Stanza della Segnatura, с фресками "Disputa delsacramento", "Парнас" и "Афинская школа"; 3) Stanza dell'Eliodoro, сфресками: "Изгнание Элиодора", "Больсенская обедня", "Встреча Аттилы спапой Львом" и "Освобождение ап. Петра"; 4) Sala di Constantino, сфреской "Победа Константина В. над Максенцием (работа учеников покартону Рафаэля). Зала Константина ведет в так назыв. Sala de Chiroscuri(зала светотеней), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo,с фресками Фра-Ангелико, а с другой - в галерею Лож. Но главный путь вЛожи идет из двора св. Дамаза по великолепной лестнице из 118 ступеней,построенной при папе Пие IX. Северная часть В. (Бельведерский дворец) занята Пио-клементинскиммузеем, который своим богатством обязан, кроме основателей, папам: ЮлиюII, Льву X, Клименту VII, Павлу III и в особенности Пию VI . В музейведут два вестибюля: четырехугольный, с знаменитым бельведерским торсомГеркулеса, и круглый, откуда открывается чудный вид на панораму городаРима. Рядом с круглым вестибюлем - зала Мелеагра, где выставлена статуяэтого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят ввосьмиугольный бельведерский двор, окруженный портиком, поддерживаемым16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари,купели, барельефы - все почти замечательной античной работы. Вчетырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлонбельведерский, Лаокоон, Меркурий или Антиной бельведерский и ПерсейКановы. Из Бельведерского двора вступают в галерею Статуй, где междудругими произведениями находятся Аполлон савроктонский и КупидонПраксителя, Спящая Ариадна. Отсюда чрез залу Зверей (т. назв. поколлекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступаютв залу Муз, осьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарскогомрамора, с античными статуями Аполлона массагетского и муз, найденных вТиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10-и мраморныхколоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой заденаходятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде повеличине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югуот этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своейформе; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены иКонстанции. Отсюда выходят на внутреннюю главную лестницу музея, ведущуюв сад della Pigna. Лестница эта, построенная Симонети, украшена 30колоннами из красного гранита и двумя из черного порфира. Эта желестница ведет в Египетский музей, основанный Пием VII, и во 2-й этаж,где находится галерея Канделябр и Этрусский музей, основанный ГригориемXVI и занимающий 13 зал, с богатейшим собранием древнеиталийскихдревностей. Северный конец восточной галереи, Браманте (иначе, галереяКиарамонте в тесном смысле) и - галерею Браччио-Нуово занимаетКиарамонтский музей. Каждая сторона первой галереи разделена на 30отделений, обставленных замечательным собранием статуй, бюстов ибарельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон. Силен и др.; бюсты: Цицерона,Мария, Сципиона Африканского и др. ). В галерее Браччиo-Нуово статуи:Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и др.; бюсты: МаркаАнтония, Лепида, Адриана, Траяна и др. От галереи Киарамонте на юге,отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000памятников), основанный папой Пием VII. В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и залы: 1)Музей светских предметов - собрание античной утвари из разных металлов,бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновойкости. 2) Музей священных предметов - собрание древней церковной утвари,найденной в катакомбах и др. 3)Кабинет папирусов. 4) Залаальдобрандинской свадьбы. 5) Зала византийских художников, в которойГригорий XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6)Нумизматический кабинет.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.