- Саркофаги
- Саркофаги - первоначально название известкового камня особой породы,который, по словам Плины ("Hist Natur.", XXXVI, 27), добывался близAccoca, в Троаде, и имел свойство в течение не более как сорока днейуничтожать без остатка заключенное в нем тело мертвеца, даже его кости,за исключением зубов. Этот "телопожирающий" камень в древние временаупотреблялся в большом количестве для изготовления гробов в тех случаях,когда трупы покойников не сжигались, а хоронились. Впоследствии, впозднейшую эпоху древнегреческой и римской культуры, название С. перешловообще ко всяким гробницам, из какого материала ни были бы они сделаны.Самые ранние из дошедших до нас С. принадлежали египтянам. В Греции,каменные С. сначала не употреблялись; трупы умерших, если их непредавали сожжению, клались в деревянные гроба, которые ставились впогребальные склепы, сложенные из кирпичей или пластинок обожженнойглины. Настоящие саркофаги явились у греков позже, в александрийскуюэпоху. То были большие, вырубленные из мрамора и по большей частиархитектурно расчлененные гробницы, в виде храмов, с выделанными накрышке фронтонами и с скульптурными украшениями на наружной сторонестенок. У этрусков, роль С. играли так назыв. погребальные цисты -небольшие терракотовые или алебастровые ящики, или, вернее, сосуды дляхранения пепла покойников, выкрашенные в черный или темный цвет, срельефными изображениями на лицевой стороне и с полулежащею фигуроюусопшего на крышке. Римляне во времена республики и при первыхимператорах погребали своих покойников очень редко, так как в ту порусожигание трупов было во всеобщем употреблении, и только для особенноважных и знатных лиц изготовлялись каменные гробницы, образцом которыхможет служить хранящийся в Ватиканском музее, в Риме, дорического стиляС. Луция-Корнелия Сципиона-Барбата, бывшего консулом в 298 г. до Р. Хр.Впоследствии, когда распространился обычай погребать покойников, непредавая их огню, римские С. заимствовали свою форму от греческих, аименно получили вид мраморных реже порфировых и др.) ящиков сосходящимися под прямым углом или скругленными вертикальными стенками, срельефными изображениями на передней и боковых сторонах, относящимися кжизни и деятельности усопшего, или представляющими мифологическиесюжеты: эротов, нереид, вакхические сцены, эпизоды из сказаний о богах игероях, преимущественно такие, которые выражают идеи о скоротечностичеловеческой жизни и о загробном существовании (напр. мифы об Адонисе,Эндимионе, Фаэтоне, Альцесте, Мелеагре, Психее и пр.). Среди римских С.,дошедших до нас вообще в значительном количестве, встречаютсязамечательные по художественности своего исполнения, но есть немало итаких, которые интересны единственно по содержанию своих рельефов. С.первых христиан в начале нисколько не отличались от языческих и дажеудерживали их скульптурную орнаментацию, с устранением из ее лишь техизображений, которые противоречили духу новой религии; но постепенно этаорнаментация уступала свое место христианским эмблемам и сценам изистории Ветхого и Нового Заветов. К римским С. приближались по форметакже гробницы, помещавшиеся в романских и готических церквах в средниевека. вплоть до XVI стол. А. С-в.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.