- Вазари
- Вазари (Giorgio Vasari) - живописец, архитектор и писатель,прозванный Аретино, родился в Ареццо (1512 - 1574). Самая большаязаслуга его перед потомством заключается в его книге под загл.: "Le Vitede'piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti", которая была оконченав 1550 г., а вторым дополненным изданием с приложением портретовзнаменитых художников вышла в 1568 г. В этом сочинении. хотя и нетстрогой критики, тем не менее заключается столько драгоценных для нашеговременя сведений, что, если бы она не существовала, то в историиитальянского искусства был бы большой пробел. В. в своей книге говоритвесьма подробно и о своей художественной деятельности и не стесняетсяотдавать себе, что он считал справедливостью. Позднейшие издания,снабженные комментариями разных авторов, выходили много раз в прошедшихстолетиях и в нашем; в 1878 г. сочинение В. вышло во Флоренции подредакцией Миланези. Сочинение Вазари переведено на французский инемецкий языки. Первым учителем В. был французский художник, Гильом деМарсилья, расписывавший стекла церкви в Ареццо, когда В. не было еще 12лет. Вскоре после того он был замечен кардиналом Кортоне и отвезен вФлоренцию, где учился под руководством Андрея дель Сарто и знаменитогоМикельАнджело. Кортоне доставил молодому В. покровительство Александра иИпполита Медичи, которые, впрочем, вскоре были принуждены покинутьФлоренцию. В. возвратился в Арепцо, где он получил некоторые заказы идаже стал исполнять трудные работы стенной живописи фрескою. ХудожникРоссо, одновременно скульптор, живописец и архитектор, уже достигшийтогда большой известности, прибывший для работ в Ареццо, дал несколькосоветов молодому В., который впоследствии подробно описал жизнь и трудысвоего нового наставника. В. получил от Россо даже поручение исполнитьодну картину по его рисункам. В это время В. должен был, за смертьюсвоего отца, принять на свое попечение трех сестер и двух братьев; этообстоятельство побудило его поскорее искать выгодной работы. Нескольковремени он обучался золотому и серебряному мастерству, которое в товремя граничило с искусством. Флоренция, где он уже несколько месяцевзанимался этим делом, подверглась осаде в 1529 г., что заставило В.переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему былотолько 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков заработою; при этом он счастливо встретился с одним из первых своихпокровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собою в Рим, где В.стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своегопокровителя заказ написать картину "Венера и Грации". Когда Карл V(1531) восстановил власть Медичисов во Флоренции, В. отправился туда кгерцогу Александру, большому почитателю живописи, и был принят и помещеннаилучшим образом. Во дворце герцога В. написал несколько картин ипортрет Александра, а вскоре затем получил занятияархитектурно-декоративные, к которым он обнаружил большую способность.Один из первых случаев выказать свой талант представился ему приторжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинитьразные декоративные постройки. В эту эпоху своей жизни В. написал длямонастыря св. Клары в Ареццо картину "Благовещение"; в Лувре находитсякартина В. такого же содержания (La salutation angelique) и даже,вероятно, та самая, которая была в Ареццо. В 1537 г. Александр Медичибыл злодейски умерщвлен и В. снова остался без покровителя; но так какон, несмотря на свой только двадцатипятилетний возраст, уже приобрелбольшую известность, то стал получать различные приглашения. Послемногих поездок он в 1540 г. работает в Болонье над картиной "Трапеза св.Григория", которая по сочинению, и отчасти по исполнению, считаетсяодной яз лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье и представляетдля потомства еще тот интерес, что все лица этой картины суть портретысовременников В. и все они поименованы в его книге. В работалчрезвычайно быстро, но, кроме того, он пользовался помощью многихмолодых художников, имена которых он сохранил для потомства. Ксожалению, достоинство таких произведений, из которых иные толькопрочерчены и едва протерты краской, не позволяют хвалить поспешностьхудожника. В. не сознавал своих недостатков и, напротив, с особеннымудовольствием описывает все свои работы в самых мелких подробностях.Несмотря на то, что В. был хороший рисовальщик, в его фигурахвстречаются неправильности. Колорит же его вообще холодный и частикартины не гармонируют между собою. Сочинение картин в редких случаяхидет далее внешности, а глубины чувства нигде не видно. Успех архитектурной деятельности В. был не всегда одинаков. Будучивесьма изобретателен по части декоративных построек, он не всегда былсчастлив в монументальной архитектуре. Ему приписывают такие ошибки, чтопри переделке многих зданий он не умел понять характера старинныхархитектурных форм, и делал добавления, которые шли с ними в разрез. Чтокасается до вновь построенных им зданий, то за некоторыми из нихпризнают своеобразную красоту и оригинальность. Постройка для папы ЮлияIII в Риме и здание Uffizii во Флоренции, начатое Вазари, много говорятв пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит совокупностьзданий, составляющих дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое. Что касается сочинения В., задуманного им случайно по совету других,то он его исполнил насколько мог добросовестно. Когда часть рукописибыла готова, он передал ее Аннибалу Каро, который помог ему своимизамечаниями и советовал довести работу до конца. Позже монах МаттеоФаэтани; обладавший литературным образованием, по поручению В. сделалсущественные, по собственному признанию автора, поправки в ней. По этимпричинам книга была окончена только в 1550 г., но и тогда В. не былдоволен ею, а продолжал собирать дополнительные сведения о деятельностихудожников, которых жизнь он описывал. Только через 18 лет после первогоиздания, его сочинение приняло тот окончательный вид, в котором дошло донашего времени; это второе издание украшено портретами художников. Ф. Петрушевский.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.