- Вакуф
- Вакуф (по-арабски вакф, множ. вукуф; дословно - установление надзора)- термин мусульманского права, означающий имущество неотчуждаемое,изъятое из гражданского оборота, не могущее быть предметом частнойсобственности. Такими В. являются прежде всего земли, завоеванныемусульманами в священной войне против неверных. Они составляютнеотчуждаемую собственность мусульманского государства, но прежнимобладателям их предоставляется наследственное право владения ипользования, с тем, чтобы они платили за это известную повинность(харадж).Если подобная земля перейдет, впоследствии, по наследству илииным способом в руки мусульманина, то этот переход не освобождает ее отобязательной повинности; не отменяется повинность и в том случае, еслипервоначальные обладатели земли, примут Ислам. Харадж лежит на земле, ане на лицах. Изъять свое имущество из гражданского оборота и обратитьего в В. частный собственник может только под условием отдачи егонавсегда какому-нибудь богоугодному или благотворительному учреждению,незыблемому, не способному к уничтожению. Таким предполагаетсясуществование мечети, школы, общественного колодца, гробницы святого идругих учреждений, которые могут быть поддерживаемы доходами с вакуфа.Такой же характер присваивается и бедным данной местности: состав этогокласса может меняться, но самое его существование предполагаетсянеизбежным. Назначение учреждения, в пользу которого устанавливается В.,должно быть не только дозволенным, но и богоугодным. Поэтому можноучредить В. в пользу мечети, напр., но никак не в пользу молитвенногодома евреев или христиан. Поддержание этих последних учреждений не можетслужить конечным назначением В., в основании которого лежит почитаниеАллаха; но они могут быть временными получателями дара, лишь бы конечноюцелью, в пользу которой создан В., являлось учреждение богоугодное сточки зрения мусульманской религии. Так, христианин может установить В.в пользу церкви или другого чисто христианского богоугодного учреждения(у болгар это называется задужбина - жертва на помин души) но не иначе,как с последующим переходом В. в пользу мечети или мусульманскогоблаготворительного учреждения, или же, наконец, в пользу бедных - и впоследнем случае без различия вероисповедания, так как Ислам признаетзаслугу за всяким добрым делом в пользу бедных, к какой бы религии онини принадлежали. Самое имущество, которое обращается в В., в своюочередь должно отличаться тем же характером нетленности и вечности. В В.может быть обращено все то, что вследствие употребления не уничтожаетсяи не уменьшается значительно в ценности. Одни мусульманские юристыдопускают, поэтому, обращение в В. только недвижимых имуществ; другие неустанавливают такого различия. Обращая свое имущество в В., собственниктеряет над ним всякое право; оно считается собственностью Аллаха,освобождается от всяких налогов, не подлежит ни конфискации, ниналожению запрещения, секвестра или ареста. Самое установление В., помнению одних, осуществляется путем простого заявления лица, учреждающегоВ. (вакифа); по мнению других, для этого требуется фактическая передачавещи лицу или учреждению, в пользу которого учреждается В. Впрактическом отношении вопрос этот получает значение, главным образом,при обращении в В. части нераздельного имущества, что возможно в первом.случае и невозможно во втором. Позднейшие законоведы предоставляютместному кадию (судье) во всяком частном случай решить, может ли бытьобращена часть нераздельного имущества в В. или нет. Учреждение В. можетбыть обставлено различными условиями; вакиф может, напр., удержать засобою пользование вещью в течение своей жизни, но не дозволяется ставитьучреждение В. в зависимость от возможного рождения кого-либо в будущем.В. может быть установлен в пользу нескольких учреждений, следующихпреемственно друг за другом; но если последнее из них прекратило своесуществование, то имущество возвращается к дарителю, а за отсутствиемего - к его наследникам (понятие давности неизвестно мусульманскомуправу). Порядок управления В. обыкновенно регулируется при самомучреждении его; но если это не было сделано, кадий, в круге действийкоторого находится посвященное имущество, назначает управителя, или жесам управляет им на свой страх. Во всяком случае кадий обязан наблюдатьза управлением В., хотя бы для этого были назначены особые управляющие(назиры), которые за труды свои получают определенное вознаграждение.Учение о В. развилось у мусульманских законоведов в сложнуюказуистическую систему, первоначальным источником которой являетсяпредание о действиях и словах Магомета. Наряду с этой основной формойВ., называемой В. законным, имеется еще так называемый В. обычный(вакф-адет). Сущность его заключается в том, что собственник объявляетсвое имущество В., но пользование им и доходы с него удерживает за собоюи своим потомством, при чем различается: Вакф-эвлод - посвящение впользу потомства, и Вакф-ибн - посвящение в пользу одних сыновей. Кэтому обычному В. применимы все указанный выше положения, установленныедля В. законного. Заведование и управление им переходит к духовенству,которое получает за это вознаграждение и потому всегда поощрялоучреждение подобных В. Вызвана была эта форма обычного В.необеспеченностью личности и имущества в мусульманских странах: обращаясвое имущество в подобный В., собственник ограждал его от произволамусульманских властителей. В Турции свыше 2/3 всех недвижимых именийпринадлежат к разряду В. Общее наблюдение за В. сосредоточено в особомуправлении, а главным назиром считается султан. Высшим духовным илисветским сановникам султан жалует звание назиров тех или других В., чтодоставляет им большие выгоды, так как они отчисляют в свою пользу до 1/3всех доходов с посвященных имуществ. Русское законодательство впервые встретилось с В. в Крыму, гдесуществуют В. обоих родов: законные и обычные Положение о повинностяхтатар-поселян 1827 г. впервые упоминает о вакуфах, и то только законных.Более тщательно вакуфное право было разработано в Высочайше утвержденноммнении Государственного совета 22 марта 1829 г., кот. вошло в СводЗаконов 1857 г. (т. XI, ч. 1 ст. 1203 и прилож. к ней) и должно бытьпризнано действующим правом. Вакуфы были подразделены на духовные(законные) и частные (обычные). Частные В. определены как имущества,состоящие в ведении магометанского духовенства, но в пользовании техчастных родов, которым они завещаны, впредь до совершенного этих родовпресечения, после чего они обращаются в казну. В сущности всяприкосновенность магометанского духовенства к частным В. исчерпываласьобязанностью иметь сведения о переходе их от одного наследника к другомуи уведомлять своевременно гражданское начальство о том, что род,владевший В., пресекся и имущество его подлежит обращению в казну. Влице тавричес. магометанского духовного правления духовенство являлосьне учреждением, заинтересованным в управлении частными В., а лишьорганом правительственного контроля. Представлялось, поэтому, болееестественным сосредоточить этот контроль в ведомстве, призванномохранять казенные интересы, что и было сделано высочайше утвержденным 5июля 1874 г. положением комитета министров, передавшим наблюдение зачастными В. в местное управление государственных имуществ. Учреждениеновых частных В. было воспрещено; признаны были только те частные В.,которыми владельцы пользовались до издания закона 22 марта 1829 г. Этимзаконом предписано было произвести точную опись всем частным В., дляпредставления в министерство финансов; все прежние завещательные акты,устанавливавшие существование частных В., подлежали обновлению иобъявлению в течение 3 лет, под страхом признания недействительными. Нокогда оказалось, что многие владельцы, по неимению завещательных актов,не могли исполнить этого требования, то закон 11 янв. 1837 г. разрешилоставлять В. во владении тех лиц, который бесспорно ими владеют, с тем,чтобы они "сделали от себя завещательные акты, которые при переходе В.от одного наследника к другому должны быть объявляемы в установленныйсрок" (шестимесячный). Положения нашего законодательства о духовных(законных) В. также во многом отступают от общих начал мусульманскогоправа. По Своду Законов духовные В. составляют неприкосновеннуюсобственность магометанского духовенства: они состоят из недвижимыхимуществ (сады, луга, леса, пахатные поля) и денежных капиталов;недвижимые имущества В., которые окажутся ненужными, могут быть проданы,Заведование духовными В. вверено попечению таврического муфтия исостоящего под его председательством магометанского духовного правления,с ответственностью перед министерством внутренних дел. Духовноеправление ведет особую книгу, в которую записывает каждый В., обозначаяпри этом, какой мечети или училищу он принадлежит, какие приносит доходыи на что эти доходы употребляются. Мечети и училища имеют право толькона доходы с принадлежащих им В. Новые духовные В. в Крыму могут бытьучреждаемы путем завещательных актов, которые должны быть явлены втечение 6 месяцев, под опасением недействительности. Вакуфные владениязанимают обширное пространство на Крымском полуострове; по официальнымданным в настоящее время их имеется свыше 87000 десятин. По закону 1829г. магометанское духовенство обязано было в течение 3 лет представитьвсе завещательные акты, которыми были учреждены В.; но по отсутствиютаких актов трехлетний срок на явку был законом 31 мая 1836 г. замененобязанностью составить точную опись духовным В. Но и с составлениемособой описи приведение в известность вакуфных владений не было вполнедостигнуто. В 1867 г. уездными кадиями составлены были ведомости В.,состоящим во владении духовенства. Тот же труд был выполнен в 1871 г.особою правительственною комиссией. В 1875 - 77 г. вновь были составленыведомости уездными кадиями. Наконец, земство старалось помочь муфтиюсвоими сведениями. Тем не менее из всей этой массы материала духовенствоне могло составить верного списка и счета В. Во время эмиграции татар вТурцию в 1860 г. много В. было оставлено эмигрантами-муллами и, пораспоряжению духовного правления, сдано первоначально в пользованиенизшего духовенства. Но затем муфтий нашел более удобным передать В. взаведование уездных кадиев; последние обязаны были, сдав земли в аренду,уплачивать из получаемой наемной платы земские повинности, а остатокотсылать в духовное правление. Управление кадиев водворило совершеннуюпутаницу в вакуфных владениях. Они не только не собирали доходов, но к1882 г. даже накопили земских недоимок на сумму 18000 руб.; землясдавалась в аренду по баснословно дешевой цене: арендная платаисчислялась копейками за десятину. Договоры на аренду заключались вформе домашних сделок, а еще чаще словесно. Провладев 10 лет, арендаторзаявлял себя собственником по давности, а доказательств противного неимелось. Мечети и училища, обладая обширными имуществами, не получалиникаких доходов; низшее духовенство бедствовало, а арендаторынаживались. Такое хаотическое состояние В. вызвало необходимостьучреждения, в 1885 г., специальной комиссии по вопросу об упорядочениивакуфных в Крыму имуществ. В ведение этой комиссии передано временноуправление вакуфными недвижимыми имуществами Таврической губернии, натех же основаниях; какие были установлены для таврическогомагометанского духовного правления. Наконец, Высочайшим повелением 29сент. 1886 г. на эту же комиссию возложено "разыскание и приведение визвестность частных вакуфов в Крыму, подлежащих переходу в ведениеказны, с тем, чтобы комиссия, впредь до окончания возложенного на неепоручения, принимала таковые В., по мере отыскания их, в своезаведование, на правах управления государственных имуществ". С вакуфами русское законодательство встретилось еще в Закавказье; ноздесь оно ограничилось лишь определением, что "все принадлежащеезакавказским шиитским (или суннитским) мечетям, мечетским школам,медресе, кладбищам и иным духовным установлениям движимые и недвижимыеимущества, под названием вакуфов, законно к ним дошедшие, состоят введении закавказского шиитского (или суннитского) духовенства иустановленных над ним властей" (ст. 104 Положений 5 апр. 1872 г. обуправлении закавказского мусульманского духовенства шиитского исуннитского учений; приложены к ст. 1142 т. XI ч. 1 Св. Зак. по прод.1890 г.). При этом "непосредственное заведование всем имуществом,принадлежащим какой-либо мечети, училищу или иному установлению, вверенокомиссии из наличных приходских (мечетских) духовных лиц и из местногосельского старшины, или одного из депутатов-мусульман городовогообщественного управления, или иного избранного приходским (мечетским)обществом доверенного лица, под председательством старшего приходского(мечетского) духовного" (ст. 113). Но и здесь законодательство нашесклонно рассматривать В. не как неотчуждаемую собственность данногоименно установления, а как общий фонд всего магометанского духовенства вЗакавказье. В Туркестане существуют В. законные, обычные и еще смешанные; припоследних часть вакуфных доходов поступает на дела благотворительности,а часть идет в пользу потомков вакифа. При бухарских эмирах В. былиосвобождены от всяких государственных налогов, но при воцарении каждогонового эмира заинтересованные лица (управители В. ) должны былизаручиться подтвердительной на этот счет грамотой. Благодаря этому,число вакуфных документов (вакф-наме) чрезвычайно велико; к тому же ониписались не по установленной форме и довольно разнообразны по своемусодержанию. Для приведения в известность вакуфных владений законом 17ноября 1886 г. было предписано представить, не позже 1 июля 1887 г., вместные областные правления всякого рода и наименования документы,устанавливающие вакуфные права на земли; документы, не представленные доистечения означенного срока, признаются недействительными. Областноеправление оставляет явно подложные или утратившие силу записи безпоследствий, а остальные передает на рассмотрение поземельно - податнойкомиссии. Учреждение новых В. в крае допускается не иначе, как сразрешения генерал-губернатора, который дозволяет это единственно вслучаях, заслуживающих особого уважения. Вакуфные ненаселенные земли,весь доход которых назначен вакуфным документом в пользу мечетей илишкол или же для надобностей общественного призрения, освобождаются отгосударственного поземельного налога. Льгота эта не распространяется наВ. вновь учреждаемые. Литература: Л. В. С. Фан-ден-Берг, "Основные начала мусульманскогоправа, согласно учению имамов Абу-Ханифы и Шафии" (перев. С голл. В.Гиргаса, Спб., 1882); барон Н. Е. Торнау, "О праве собственности помусульманскому законодательству" (Спб., 1882; излагает учение неправоверных школ, а шиитов); И. Нофаль, "Курс мусульманского права. Вып.I. О собственности" (Спб., 1886; богатая разработка казуистикипредмета); Г. Блюменфельд, "Крымско-татарское землевладение" (Одесса,1888); А. Кун, "Вакуфы" ("Туркестанские Ведомости", 1872 г., № 21); И.Петров. "О вакуфах в Самаркандской области" ("Юридич. Вестник", 1891 г.,№ 2). А. Я.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.