- Боккаччио
- Боккаччио (Джовани Boccaccio) - знаменитый итальянский поэт игуманист, незаконный сын флорентийского купца и француженки, р. в 1313г., по всей вероятности, в Париже. Семейство его происходило изЧертальдо, почему он сам называл себя Б. да-Чертальдо, Уже вмладенчестве от выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятомгоду отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6лет и все таки принужден был отослать его обратно к отцу, в видунеискоренимого отвращения молодого Б. к купеческому занятию. Тем неменее Б. пришлось еще 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе,пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучатьканоническое право. Только после смерти отца (1348) Б. по лучилвозможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во времясвоего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта, онподружился со многими учеными того времени и снискал расположениемолодой королевы Иоанны и молодой принцессы Mapии, его вдохновительницы,описанной им потом под именем Фиаметты. Дружба его с Петраркой началасьеще в 1341 г. (в Риме) и продолжалась до самой смерти последнего.Петрарке он обязан тем, что расстался с своей прежней разгульной и несовсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе.В 1349 г. Б. окончательно поселился во Флоренции и неоднократно былизбираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350г. он был посланником при Астарро ди-Поленто, в Равенне; в 1351 г. егоотправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об егоизгнании и уговорить его занять кафедру в флорентинском университете. Вдекабре того же года он получил поручение к Людовику Бранденбургскому,сыну Людовика Баварского, испросить у него помощи против Висконти. В1353 г. он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров опредстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V. С 1363г. он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средстваи совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременнуюболезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы,некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особуюкафедру для объяснения поэмы последнего и эта кафедра была поручена в1373 г. Б. Смерть Петрарки причинила ему такое сильное огорчение, что онзаболел и 17 месяцев спустя, 21 дек. 1375 г. умер. Памятник ему,поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879г. Б. был первым гуманистом и одним из ученейших людей Италии. УАндалонэ дель Неро он изучал астрономию и целых три года содержал всвоем доме калабрийца Леонция Пигата, большого знатока греческойлитературы, чтобы читать с ним Гомера. Подобно своему другу Петрарке, онсобирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи,которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто Спирито1471. Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудитьв них любовь к изучению и знакомству с древними. Его стараниями воФлоренции была основана кафедра греческого языка и его литературы. Одиниз первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук вмонастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте Казино,самом знаменитом и ученом во всей тогдашней Европе, Б. нашел библиотекузапущенной до такой степени, что книги на полках были покрыты слоямипыли, у одних рукописей были выдраны листы, другие были изрезаны иисковерканы, а например чудные рукописи Гомера и Платона были исчерченынадписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, чтобратья делают из этих рукописей свистульки детям и талисманы бабам. Б.сам написал на латинском языке многие исторические и мифологическиесочинения; 15 книг "De genealogia deorum", "De montibus, silvis,fontibus, lacubus, fluminibus etc." в алфавитном порядке; 9 книг "Decasibus virorum et femi narum illustrium", "De Claris mulieribus"; 16эклог, письма и т.д. См. Hortis, "Studii sulle opere latine del B."(Триест, 1879). Своему любимцу Данте Б. посвятил два сочинения на итальянском языке -"Origine vita е costumi di Dante Alighieri" и "Commento sopra lacommedia di Dante". Первое заключает в себе биографию великого поэта,правда, более похожую на роман и апологию, чем на историю; второезаключает в себе комментарий на "Божественную комедию", доведенныйтолько до начала 17-ой песни ада (лучшее издание Милянези в 2 т.,Флоренция, 1863). На итальянском языке им написаны "La Teseide" (перв.изд., Феррара, 1475), первая попытка романтического эпоса в октавах,изобретателем которых он и считался; "Amorosa visione" (не напечатана);"Filoсоро", большой, но неудачный роман, в котором самые смешныепохождения переданы тяжелой прозой древних исторических писателей исодержание отчасти заимствовано из древне-французской повести о Флоре иБланшфлоре; "L'amorosa Fiammetta" (Падуа, 1472; нем. пер. Дицеля иКурца, 1855), трогательная история душевных страданий покинутойФиаметты, вроде Гетевского "Вертера"; "Ameto" (Венеция, 1477) -пастушеский роман в прозе и стихах; "Il Filostrato" (1480), поэма воктавах, изображающая историю любви Троила и Крессиды; "Il ciorbacco оlabirinto d'amore" (Флоренция, 1487) едкий памфлет на женщин. Большуючасть своих стихотворений Б. предал огню, после того, как познакомился споэзией Петрарки. Но главным произведением Б., обессмертившем его имя, был егопрославленный и ославленный "Декамерон" (10-ти дневные рассказы) -собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин,которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этимирассказами. "Декамерон" написан частью в Неаполе, частью во Флоренции исодержание его Б. черпал или из древнефранцузских "Fabliaux" или из"Cento novelle antiche" (Bologna, nelle case di Gerolamo Benedetti,1525), а также из современных поэту событий. Рассказы изложены изящным,легким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненнойправдой и разнообразием. В них изображены люди всяких состояний, всякоговозраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная с самыхвеселых и смешных и кончая самыми трагическими и трогательными."Декамерон" переведен почти на все яз. (русск. перев. Александра Н.Веселовского, М. 1891), из него черпали многие писатели и больше всехШекспир. Первое издание его, так наз. "Deo gratias" вышло безобозначения года и места, второе в Венеции в 1471 г., оба in folio итеперь крайне редки. Между новейшими изданиями самые лучшие: Поджиали(Ливорно, 1789 - 90, 4 т.) "Ventisettana" (Флоренция, 1827); критическоеиздание Биаджоли, с историко-литературным комментарием (Париж, 1823, 5т.); Уго Фосколо (Лондон, 1825, 3 т., с историческим введением); вособенности же Фанфани, вместе с знаменитым "Annotazioni dei Deputati"(3 т., Флоренция, 1857); хорошее карманное издание напечатано в"Biblioteka d'autori italiani" (т. 3 и 4, Лейпциг). "Opere complete" Б.изданы (Флоренция, 17 т. 1827). Обозрение изданий Б. находится у Пассанов "I novellieri italiani in prcrsa" (Турин, 1878).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.