- Ассирийские
- Ассирийские древности, находящиеся в Луврском и Британском музеях,дают понятие о всей совокупности культурной жизни древней А. Средоточиемвсех изображений является царь, его свита, царедворцы, Жрецы и солдаты.Он изображается в тиаре, длинной, богато украшенной галунами тунике,двойной затканной или вышитой мантии, расходящейся с левой и правойстороны, обнаруживая нижнюю тунику; в правой руке держит скипетр, влевой украшенный меч, всегда в горизонтальном положении. Почти на всехизображениях присутствуют толстые, безбородые евнухи, пользовавшиесябольшим почетом и нередко занимавшие должности жрецов. Обыкновенно онидержат над головою властителя зонтик или опахало из перьев. Особеннотщательною отделкою отличаются волосы на голове и бороде. Все лицаассир. государей имеют одно и тоже выражение деспотической суровости,без всякого различия по отношению к изображаемому действию: сражению,жертвоприношению или охоте. Ассирийская государственная жизнь теснейшимобразом связана с мифологией и культурой страны. Царь получал свое имяот богов; как он, так и его слуги приносили жертвы богам; он обращаетсяк содействию богов, приступая к какому бы то ни было действию,совершаемому их именем или под их покровительством. Религия весьмасходна с тою, которая исповедывалась в Вавилоне. В ассирийских надписяхзамечаются имена 7, а поздние 12 главных божеств, во главе которых стоялеще сверх того бог Ассур. Имена этих 13 богов следующие: Ассур, Ану, богземли, Бэль-эль - демиург и отец богов, бог моря, Бин, Ян, Ану - богдождей, Небо - начальник небесных войск, позднее называвшийся Меркурием,Нинип Самдон-Геркулес, Нергал - бог войны, Самас - солнце, Сип - луна,Таоат - мать богов, Истар - богиня войны и любви. Истар впоследствиирасчленяется на несколько богинь. Планеты считались также божествами,равно как и многие силы природы. Колоссальные быки и крылатые львыизображали собою божества низшего порядка. В национальном боге Ассуренельзя не узнать Зороастрова Ормузда. Совершенно неизвестен был вВавилоне бог добра. Ему не посвящен ни один из 12 месяцев и предоставленлишь 13, вставной месяц. Культ был обставлен с большею пышностью, вообщеотличавшею ассирийский быт. Жрецы носили роскошные одежды. В тщательноубранные волосы вплеталось богато изукрашенная лента. В правой руке онидержали обыкновенно растение с тремя ветвями и тремя цветками. Растениепринадлежало, по-видимому, к виду лотоса. К числу обычных проявленийритуала принадлежат поклонение символическому чудесному дереву.Несравненно чаще, чем изображения религиозных обрядов, встречаются наассирийских памятниках изображения сражений. Царь всегда принималучастие в войне. Войска имели разнообразные одежды. Некоторые воиныносили чешуйчатые панцири. Собственно боевой порядок был неизвестен.Главная военная сила заключалась в прекрасной коннице и в боевыхколесницах. Штурмы, нередко изображаемые на памятниках, велись припомощи лестниц, таранов и т.п. Переправы совершались на ладьях исвязанных кожаных мехах. Судьба побежденных была печальна. Ониподвергались сажанью на кол, сдиранью кожи, вырыванью языка и т.д.Других массами отправляли в ссылку. На памятниках встречаютсяизображения подобных сцен. Царь с большим торжеством вступал впокоренные места. Из охот обыкновенно изображались: львиная и набуйволов, иногда также на оленей, зайцев и куропаток. В видахзасвидетельствования могущества царя даже и во время охоты, его нередкоизображали ведущим львов за уши или за хвост; из оружия против зверейупотребляли, смотря по их величине, копья или стрелы. Все изображенияпосвящены исключительно прославлению царской власти и только мимоходомбросают свет на частную жизнь. Одежда, утварь, мебель, украшения - всеуказывает на большую роскошь. Вышиванье, по-видимому, доведено было довысокой степени совершенства. Серьги, браслеты и т.п. украшенияуказывают на весьма выработанную технику. Из изображений попадаютсясцены попоек, рыбной ловли, переправ на кожаных мехах, кормлениялошадей, бойни овец, езды женщин на мулах. О совершенстве ткацкогоискусства, о котором говорит пр. Езекиил XXVII, 22, 24) свидетельствуютзамечательные изображения Сарданапала и в нимрудском северозападномдворце. Процветало также гончарное дело, произведения которогоотличались разнообразием и изяществом. В области чисто умственной деятельности можно отметить весьманемного. Из массы надписей на полах, стенах и скульптурных произведенияхнет возможности прийти к общему выводу, относительно степени общейобразованности. Клинообразные письмена, принадлежа к числу трудных,препятствовали распространению грамотности и их 300 знаков, еще вовремена ассирийских царей, вызвали необходимость в официальныхграмматических трудах. Рядом с этим, частью идеографическим, частьюсиллабическим письмом существовало и скорописное. В высшей степенипоучительны исторические тексты и отрывки легенд; бесчисленное множествонадписей неофициального содержания дают богатый материал для заключенийотносительно народной жизни. Большая часть этих документов торгового июридического содержания и заключают ценные указания на воззренияассирийцев по вопросам о праве личном, порядки перехода правасобственности и о судебных доказательствах. Прочие надписиастрологического и тератологического содержания. Встречаются такженадписи медицинского содержания, что же касаетсянравственно-философского - то материалы крайне скудны. Архивы Сарданапала VI заключают правилаобращения государей с народом; сверх того сохранилось множество жалоб, вкоторых просители жалуются на грубое обращение со стороны должностныхлиц. В области философских воззрений можно указать на идею онесуществовании загробной жизни. По понятиям ассирийцев могиламестопребывание и тела и души. Воспоминание об А. утратилось весьма быстро, но идеи, лежавшие восновании ассир. государственного устройства, перешли в Персию, а оттудараспространились по всему Востоку и перешли в Грецию и Византию. А.вместе с Египтом дает древнейший образец организованного монархическогогосударства и администрации. Из 40 придворных должностей из туранскихвремен до нашего времени удержалось название драгомана, переводчика (отассир. tur Guman образов. drogman). Ассирийцы, также как позднее афинянеи римляне называли года по имени известных должностных лиц. Сохранилсядлинный список этих эпонимов, а упоминаемое в нем солнечное затмение,которое оказалось затмением, происходившим 13 июня, 809 до Р. Х.,придает этой хронологии большую достоверность. Ассирийцам и вавилонянамобязаны мы древнейшей системой меры и веса, которая в своих основныхчертах послужила основанием греческой.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.