- Ариозо
- Ариозо (итал. Arioso) - высшая речитативная форма, которая отличаетсяот низших форм: сухого речитатива (recitative secco) и речитатива втемпе (a tempo), большим мелодическим содержанием в партии голоса ибольшим интересом и сложностью в аккомпанементе. - Ариозо есть такжевокальное сочинение небольших размеров, не имеющее определенной формы,как напр. песня, пишущаяся в коленном складе; по объему оносоответствует ариетте. В новейшее время, многие композиторы даютнебольшой арии название ариозо. Образчиками ариозо могут служитьвагнеровские певучие речитативы. Аpиoсто (Людовик) - знаменитый итальянский поэт XVI стол.; родился 8сентября 1474 в Реджио, в бывшем герцогстве Феррарском, где его отец,потомок стародворянского рода Николо дель-Ариости, был комендантомкрепости. А. воспитывался в феррарской школе и потом, по желанию отца;занялся юридическими науками. Он с ранних лет выказывал склонность кпоэзии и потому в 22 г., когда отец предоставил ему, наконец, свободныйвыбор занятий, он уехал в Рим и стал изучать древние языки и изящнуюсловесность; скоро он обратил на себя внимание несколькими латинскимистихотворениями и главное драмами, по образцу Плавта и Теренция:"Cassaria" и "I Suppositi". Лат. стихотворение "Carmen Epitha Jamium",написанное по случаю бракосочетания герцога Альфонса I с ЛукрециейБорджиа, расположило двор к молодому поэту и в 1503 г. он поступил ккардиналу Ипполиту д'Эсте, брату герц. Альфонса. В это время он написалсвое великое произведение "L'Orlando Furioso"; десять лет, с 1505 до1515, посвятил он этому эпосу, разделенному на 46 песен. В 1517 г. А.поссорился с кардиналом и перешел на службу к его брату, герц.феррарскому Альфонсу I. В 1521 г. ему было поручено отправитьсякомиссаром в Гарфаньяну для изгнания бандитов; с успехом окончивэкспедицию, он спустя три года (1525 г.) вернулся в Феррару, где получилновое назначение, для него больше приятное; ему поручили надзор запостройкой нового театра. Материальные средства его на столькоулучшились, что он купил небольшой дом с садом, который еще и теперьпоказывается в Ферраре, в улице Миразоле. Свободные часы он проводил засочинением комедий в стихах и за исправлением своего великого эпоса,достигшего при нем 17 изданий (1532 г.). Он умер, после тяжкой болезни,6 июня 1533 г., похоронен в Ферраре, в монастыре св. Венедикта. Сороклет спустя, феррарский дворянин, Августино Мости, воздвиг ему прекрасныйпамятник. Монумент, стоящий в настоящее время в церкви, относится к1612. Произведения А: 1) "L'Orlando Furioso" - "Неистовый Орланд" и егопродолжение, написанное Боярдо "Orlando innamorato", составляют целуюэпопею и без последней половины многие части первой - непонятны. В"Orlando" изображены средневековые геройские подвиги, но А. передает ихв ироническом духе, возбуждая в читателе недоверие к действительностиизображаемых событий. Подобное направление и явное скептическоеотношение автора к своему сюжету было ново в литературе и резкообрисовывает эпоху Возрождения. Одаренный богатой фантазией и мастерскивладея языком, А. представил ряд блестящих картин, с хитросплетеннымиэпизодами и создал в "Orlando Furioso" произведение тонкогохудожественного вкуса, хотя и без патриотических или религиозных идей.2) "Commedie" - две в прозе "La Cassaria" (Венеция, 1525 г. и позже) и"I Suppositi" (Вен., 1525 г. и позже); пять в стихах: "Il Negromante"(Вен., 1530), "La Lena" (Вен., 1535 г.), "I Suppositi" (Вен., 1542), "LaCassaria" (Вен., 1546), "La Scolastica" (Вен., 1547 г.; полное изд."Commedie" - Вен., 1562 и Флор. 1724 г.). 3) "Satire", важные дляжизнеописания поэта, сперва появились в 1034 году. Открытая Джиампиери в1845 г. героическая поэма, изданная в 1846 во Флоренции, "Rinaldo arditodi L'Ariosto", повествующая о борьбе Карла В. с сарацинами, считаютсяподложными. Полное издание "Opere" вышло в 2 т. (Венеция, 1730; Венец.1739, 1741, 1753, 1766), "Orlando" пережило 500 изд.; новейшие: Молини(3 т., Флор., 1821), Паницци (4 т., Лонд., 1824), Джиоберти (2 т.,Флор., 1846 и Мил., 1870) и Камерини (Мил, 1869); переводов егосуществует: латинских - 3, франц. - 19, англ. - 6, немецк. - 8 (лучшие:Грисс, 4 изд., Лейпц., 1851; Стрекфус, 2 изд., 6 т., Галле, 1849; Курц,Штутг., 1855; 2-е изд. с иллюстрациями Доре, Бресл. и Лейпц., 1880;Гильдемейстер, 4 т., Берл., 1882), испан. и рус. - 2. с предисловием С.Уварова. Выпуск 1, песни 1 - 10 (Спб., 1879) и Раича (3 ч., Москва, 1832- 37), много переводов на разные итальянские диалекты. Сатиры А.переведены на немецк. яз. Адьвартом (Берлин, 1704 г.). Главные биографыА. : Джиамбаттиста Пинья ("Vita di Lodovico А. ", в изд. "Orlando",Венеция, 1556 г.), Джиакомо Гарофало (в изд. "Orlando", Венеция, 1584г.), Симон Форнари (в вальвассорском изд. "Orlando", Венеция, 1566 г.);выдержки из всех этих биографий сделаны Гаетаном Барбиери (Феррара, 1773г.). На немецком яз. существует биография Фернова: "Leben des LodovicoА. " (изд. Гайна, Лейпц., 1817). Новейшая биография - Кампори: "Notizieper la vita di Lodovico A. tratte da documenti inediti" (Модена, 1871).Неоконченная комедия A. "La Scolastica" была дополнена его сыном,Габриелем, издавшим том лат. стихотворений (Феррара, 1582 г.).Библиография произведений А. и всех сочинений об нем издана Феррацци"Bibliografia Ariostesca" (1 т., Милан, 1881 г.).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.