- Надзор
- Надзор полицейский - имеет троякое значение: карательной меры,определяемой по приговору суда, меры административной и меры пресеченияспособов уклоняться от следствия и суда. Цель полицейского Н. как мерыкарательной - предупреждение совершения преступных деяний со сторонылица, уже наказанного. Поэтому в уголовных кодексах Н. обыкновеннопридается характер не самостоятельной, а дополнительной кары,составляющей последствие некоторых наказаний. Иногда в литературеполицейский надзор ставится в связь с институтом патронатства, нобольшинство криминалистов эту связь отвергает по несоответствиюполицейской деятельности задачам патронатства. Элементы надзора: а)ограничение в свободном выборе места жительства, выражающееся или ввоспрещении поднадзорному жительствовать в определенных местах (напр., встолицах, больших городах и т. п.), или в назначении ему правительствомопределенного места для жительства; во втором случае Н. составляет родссылки, и б) ограничение права передвижения из выбранной поднадзорнымили назначенной ему местности. Германское законодательство в составполицейского надзора вносит еще предоставление полиции права делать уподнадзорных обыски и выемки, не стесняясь условиями, установленными поотношению к другим гражданам. Еще основной элемент Н. - срочность. Подействующему русскому праву полицейский надзор, как карательная мера,отнесен к дополнительным наказаниям (ст. 58 Уложения) и осуществляется вдвоякой форме: Н. полиции и Н. общества, к которому приписан виновный.Полицейский Н. назначается или пожизненно - для сосланных на житье вСибирь или в отдаленные, кроме сибирских, губернии, или на срок от 1 до4 лет - для подвергнутых заключению в исправительных арестантскихотделениях, в крепости или в тюрьме, с лишением особых прав. В некоторыхслучаях уложение назначает полицейский Н. независимо от тяжестипонесенного наказания, иногда на срок до 5 лет, иногда бессрочно (напр.,за принадлежность к противозаконному сообществу). Проект уголовногоУложения 1895 г. надзор обществ отвергает вовсе, как меру совершеннонецелесообразную, по отсутствию у обществ фактической возможностиосуществлять ее; существование Н. обществ, создавшегося на почвекрепостного права и круговой поруки, тесно связано, притом с правомобществ не принимать в свою среду отбывших наказание лиц, которые, втаком случае, подлежат ссылке в Сибирь на водворение, т.е. с мерой,отжившей свое время, крайне несправедливой и решительно отвергнутойпроектом. Н. полиции допускается исключительно срочный и составляетобязательное последствие каторги, поселения и исправительного дома насрок от 2 до 5 лет; в некоторых случаях он назначается и отбывшимзаключение в тюрьме, на срок от 1 до 2 лет; для иностранцев Н. полицииможет быть заменяем высылкой за границу на время, соответствующее срокамН. Отданному под Н. проект воспрещает жительствовать и пребывать вуказанных особым законом местах и оставлять избранное или назначенноеместо жительства до истечения полугода по водворению; после этого срокаему дозволяется переменять место жительства, но лишь с ведома местнойполиции. Как мера административная, полицейский Н., по действующемузакону, существует в двоякой форме: гласный и негласный. Порядокназначения и существо негласного Н. в уставе о предупреждении ипресечении преступлений не определены. Правила гласного Н., учреждаемогопо распоряжению административных властей, определены с полнойподробностью положением 1882 г., вошедшим во второе приложение к ст. 1(прим. 2) названного устава. Цель Н. - предупреждение преступленийпротив существующего госуд. порядка; но так как Высоч. повелением 7-годекабря 1895 г. правила высылки административным порядкомраспространены, "в виде временной меры", на всех вообще лиц,"признаваемых вредными для общественного спокойствия вследствиепорочного их поведения", а по ст. 2 положения все водворенные вопределенную местность административным порядком в силу самоговодворения поступают под Н. полиции, то сфера действий Н. значительнораспространена. Высылка и Н. назначаются особым совещанием, подпредседательством товарища министра внутренних дел, из двух членов оттого же министерства и двух от министерства юстиции, на срок от 1 годадо 5 лет. Тем же порядком Н. может быть назначаем и без высылки. Ототданного под надзор полиции отбираются документы о звании и вид нажительство, с заменой их особым свидетельством. Временные отлучкидозволяются лишь по особо уважительным причинам, притом на известныйсрок и в точно определенную местность. Поднадзорный обязан являться вполицию по первому требованию; местная полицейская власть имеет правовходить в его квартиру во всякое время, а равно производить у негообыски и выемки. Поднадзорные не могут состоять на государственной илиобщественной службе, быть опекунами и попечителями без разрешенияминистра внутренних дел, быть учредителями, председателями и членами вчастных обществах и компаниях. Им воспрещается всякого родапедагогическая и публичная деятельность, содержание типографий,литографий, фотографий и библиотек и служба при них, торговляпроизведениями тиснения и питьями. Министру внутренних делпредоставляется в каждом отдельном случае воспрещать поднадзорномунепосредственное получение частной почтовой и телеграфнойкорреспонденции. Неимеющие собственных средств существования получают отказны пособие. Как мера пресечения способов уклоняться от следствия,отдача под особый Н. полиции упомянута в п. 2 ст. 416 уст. угол.судопр.; в чем состоит сущность этого рода Н. и с какими ограничениямион связан - в Уставе не определено.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.