- Апис
- Апис (егип. Нарi) - священный бык, имевший свой храм в Мемфисе . Порассказу Манефона культ А. был установлен уже при второй египетскойдинастии, царем Кайехом (около 3600 г. до Р. X.), одновременно с культомбыка Мневиса в Гелиполе и Мендесского козла. Вторая династия, как ипервая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетскогоФиса, где главным культом был культ Озириса, которому и посвящен А.; А.первоначально был только живым символом Озириса, который сам называетсяобразно "быком преисподней", поэтому то Плутарх и говорит, что А. естьодухотворенное изображение Озириса; для народа же он был по словамСтрабона самим богом, тоже самое, что Озирис. Точно также, как и Озирис,А. был в самом близком соотношении с Нилом; на эту связь указывает ужеего египетское название Нари, так как иероглифический знак для "Нила"есть Нари. Кроме того, из многочисленных примет, которые должен былиметь А. (Элиан насчитывает их 29), одна должна была означать пребываниеводы в Ниле. По нахождении нового А. его отводили в Никополь, где иоткармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество A., NatalesApidis, относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Больше 25 лет А.не должен был жить и по прошествии этого времени его с известного местанизвергали в Нил. Отношение же А. к Мневису в Гелиополе было такое, чтохотя оба они, как мы достоверно знаем, были посвящены Озирису, но первыйиз них считался быком луны, второй же быком солнца, и первого некоторыеназывают сыном второго. По Плутарху, А. был произведен на свет лучеммесяца; между приметами его есть изображение нового месяца, новолуния,да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жежрецы направлялись к А. Умершие быки в греческих папирусах называютсяОзормневис и Озорапис, а 25 лет жизни А. указывают на лунный период вегипетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 летизвестные фазы луны падали на одни и те же дни. А. должен был бытьчерным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны длянего. Нахождение нового А. праздновалось во всей стране. А.приписывались также и пророческие силы, как и вообще в позднейшее время,особенно в греч. римскую эпоху, ему приписывалось многое, что былосовершенно чуждо его первоначальному символическому значению. Введенныйво время первых Птоломеев в сонм египетских божеств из Синопа, местныйалександрийский бог Сарапис, должен был быть приведен в связь с древниммемфисским Озирисом А., так как раздраженные египетские жрецы не хотелиего сначала принять.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.