- Алмаз
- Алмаз, как известно, по составу представляет чистый углерод;искусственное приготовление алмазов кажется как будто, вследствие этого,довольно простым: стоит лишь перевести аморфный углерод, стольраспространенный в природе, в кристаллическую форму правильной системы.Все попытки этого рода не привели однако же еще к практическимрезультатам. Правда, Депретцу (Despretz) в Париже удалось в 1853 году,действуя электрическим током на сахарный. уголь в безвоздушномпространстве, получить в продуктах воронки мельчайшие октаэдрическиекристаллы со всеми признаками алмазов; но это были лишь микроскопическиекристаллики и их приготовление потребовало больше месяца работы.Несколько лучших результатов, хотя тоже неприменимых на практике,достиг, по-видимому, в последнее время Баллантин Ханней (BallantyneHannay) в Глазгове. Во времена Ренессанса алмазу делали оправы из золота и, как сообщаетв своем "Trattato" Бенвенуто Челлини, окружали его черной фольгой, чтобыпридать больше огня. Теперь оправы делают из серебра и притом ажурные,так как алмаз сам по себе отличается чистейшей "водой" и игрой цветов,золото же всегда придает ему легкий желтоватый оттенок, как бы он никазался незаметным. Современное ювелирное искусство впадает в ошибкудругого рода, группируя алмазы в виде цветов, букетов и т. п. невыгодныекомбинации; так напр., в розе один лепесток закрывает другой, а это ужепотому невыгодно, что лучи до известной степени уничтожаются и вместояркого огня получается лишь неровное, неопределенное мерцание.Рационально и в художественном отношении верно располагать алмазы взвездообразные или тому подобные фигуры, сообразуясь с естественноюприродой алмаза, с характером его огненных лучей.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.