- Шадов
- Шадов (Schadow) - фамилия трех немецк. художников. 1) Иоганн-ГоттфридШ. (1764 - 1850), скульптор, сын бедного берлинского портного, училсяваянию сперва у одного неважного художника, а потом у работавшего тогдав Берлине талантливого нидерландского мастера Тассарта, который в своихстатуях Зейдлица и Кейта, стоящих ныне на Вильгельмовской площади вБерлине, один из первых решился представить исторические лица всовременных им костюмах, что впоследствии принял себе за правило и Ш.Ранняя женитьба на девушке, обеспеченной некоторыми денежнымисредствами, дала ему возможность отправиться в 1785 г. в Рим. Здесь онсблизился со скульпторами Триппелем и Зергелем, совершенствовалсяизучением антиков и вылепил группу "Персей и Андромеда", за которую былаприсуждена премия на конкурсе ди-Балестра. В 1788 г. он возвратился вБерлин, получил титул придворного скульптора и был назначен секретаремкоролевской академии художеств на место умершего Тассарта. В 1790 г.явилось его первое монументальное произведение - надгробный памятникмальчика-сына гр. фон-дер-Марка, сочиненный еще с значительною примесьюязыческой аллегории (наход. в берлинск. црк. св. Доротеи). Вскоре послеэтого была изваяна им мраморная статуя Фридриха Вел. для Штетина, вкоторой он выказал себя уже более свободным от париковско-античногостиля, господствовавшего тогда в немецкой скульптуре. Еще болеереалистичный характер получили мраморные статуи ген. Цитена и принцаЛеопольда Дессауского, исполненные Ш. для постановки на Вильгельмовскойплощади в Берлине и впоследствии замененные на ней бронзовыми конямиработы Кисса. В 1795 г. Ш. вылепил квадригу, украшающую собою (ввоспроизведении из гнутой листовой меди) Бранденбургские ворота вБерлине, и их метопы. Следовавшие затем работы Ш. были преимущественнопортретного рода, и в них еще сильнее, чем прежде, отражалось егостремление к реалистичности, приводившее, однако, художника не всегда квполне удовлетворительным результатам. Важнейшие из этих работ -мраморная группа королевы Луизы и королевы Ганноверской, памятникиТауенцина, в Бреславле, гр. Арнима, в Боиценбурге, принца АлександраПрусского и гр.. Гольма, в Силезии, бюсты Гуфеланда, Грауна, Себ. Баха иЛессинга. Всего ярче талант и направление Ш. выразились в монументеЛютера, воздвигнутом в Виттенберге, в 1821 г. В памятнике Блюхеру,исполненном для Ростока (в 1819 г.), Ш. вернулся почему-то к своейпервоначальной античной манере. Сверх вышеупомянутых, из работ этогомастера заслуживают внимания прелестная "Спящая нимфа" и бюсты КарлаВеликого, Генриха Птицелова, Генриха Льва, Рудольфа Габсбургского,Канта, Клопштока и Гадлера, находящиеся в Регенсбургской Вальгалле. В1805 г. Ш. был сделан ректором и с 1816 г. директором берлинск.академии. Им написаны и изданы: "Учение о костях, мускулах, пропорциях иракурсах" (1830); "Поликлет, или об измерениях человеческоготела"(1833); "Народные физиономии" (1834 - 35); "Художественныепамятники и художественные воззрения" (1849) и некоторые другие весьмаполезные в свое время труды. 2) Рудольф Ш. (1786 - 1822), сынпредыдущего, также скульптор, получив художественное образование подруководством своего отца, в 1810 г. был отправлен за счет прусскогоправительства для дальнейшего усовершенствования в Рим, где пользовалсясоветами Торвальдсена и Кановы. Исполненная под их влиянием статуя"Парис, задумавшийся над тем, которой из трех богинь отдать золотоеяблоко", своею красотою, грациозностью и мягкостью лепки обратила намолодого скульптора внимание любителей искусства. Еще больший успехимели следовавшие за этим первым самостоятельным произведением Ш. его"Нимфа, надевающая себе на ноги сандалии", и парная с этою статуей"Пряха"; обе они так понравились римской публике и приезжим в Италиюзнатным туристам, что художнику пришлось повторить их несколько раз. Тоже самое было и с изваянною им после того группою "Девушка с голубями,увенчиваемая Амуром". По окончании срока своего пенсионерства, Ш.остался навсегда в Риме; будучи завален множеством заказов и занимаяодно из самых видных мест среди художников, поселившихся в вечномгороде. Из его мастерской, кроме указанных выше скульптур, вышлипрекрасный статуи св. Иоанна Крестителя, "Мадонны с Младенцем на руках",Дианы, Бахуса, "Танцовщица", "Дискобол", барельефы, украшающиенадгробные памятники маркиза Лендсдоуна и герц. Девоншайрского,колоссальная группа "Ахиллес с трупом Пенфезилеи", оконченная послесмерти Ш. Эмилем Вольфом, и пр. 3) Фридрих-Вильгельм фон Ш. (1789 -1862), брат предыдущего, знаменитый живописец, ученик сперва своего отцаи Фр. Г. Вейтша, а потом Ширмера. Прослужив два года (1806 - 1807) всолдатах, он в 1810 г. отправился в Рим, примкнул там к группе"назареев" (см.), пристрастился к религиозной живописи и в 1814 г.перешел из лютеранства в католичество. Будучи менее способен к большим имногосложным композициям, чем к изяществу рисунка и тщательностиисполнения, он писал преимущественно станковые картины маслянымикрасками, и его фрески в вилле-Бартольди, "Дети Иакова приносят емуокровавленную одежду Иосифа" и "Иосиф, толкующий сны виночерпию ихлебодарю", вышли уступающими исполненным другими художниками,трудившимися в той же вилле. Кроме этих фресок, из-под кисти Ш. вышло вРиме несколько прекрасных портретов и картин, в том числе "Царицанебес", написанная для г-жи Гумбольдт, и "Св. Семейство", для баварск.кор. Людвига 1. В 1819 г. Ш. был приглашен в Берлин на должностьпрофессора тамошней академии художеств. Здесь вскоре он прославился какпервоклассный живописец и отличный преподаватель, успевший собратьвокруг себя толпу талантливых учеников. Некоторые из них (Ю. Гюбнер, Т.Гильдебрандт, К. Зон и К. Ф. Лессинг) последовали за ним в Дюссельдорф,когда он, в 1826 г., получил должность директора тамошней академии,сделавшуюся вакантною по смерти Корнелиуса. Труды Ш. по улучшениюпреподавания в этой академии и вообще по ее преобразованию увенчалисьуспехом, но с течением времени взгляды молодого поколения художников назадачи искусства изменились; направление, которого он держался ипроводил в своей школе, перестало удовлетворять большинство критиков, ина заслуженного живописца посыпались с разных сторон нападки,причинившие ему много огорчений. Несмотря на это, он не покидал постадиректора дюссельдорфской академии и только в 1859 г., после того, какнервный удар расстроил его здоровье, вышел в отставку. Картины Ш. оченьмногочисленны. Он является в них искусным рисовальщиком, идеализирующимнатуру, приятным колористом, отличающимся не столько естественностью исилою тонов, сколько их гармоничностью, старательным техником,отделывающим работу до конца во всех ее подробностях; но в егокомпозициях больше обдуманности, чем одушевления, больше ума, чемтеплого чувства, и они нередко отзываются старинными рутинно-условнымиприемами. Наиболее известные произведения этого художника - "Поклонениеволхвов" (в гарнизонной црк. в Потсдаме), "Вакханалия" (в берлинск.драматическом театре), "Четыре евангелиста" (в Вердеровской црк., вБерлине), "Христос на Елеонской горе" (в црк. св. Марка, в Ганновере,"Mater dolorosa" (в црк Дюльмена, в Вестфалии), "Разумные и неразумныедевы" (в Штеделевском институте во Франкфурте-на-Майне), "ГетевскаяМиньона", "Небесная и земная любовь", "Благочестие и Тщеславие" (у гр.Фюрстенберга) и "Рай, Чистилище и Ад" (последняя работа художника,оканчивая которую он ослеп от темной воды). Ш. прекрасно писал такжепортреты. Шакал (Canis aureus) - один из видов р. Canis. Впрочем другойвид (С. mеsomelos) тоже носит название Ш. чапрачного. Длина телаобыкновенного Ш. - без хвоста достигает 80 стм., а высота в плечах 50,хвост - 30 стм. Тело стройное, на высоких ногах, морда острее, чем уволка, но тупее, чем у лисицы, хвост пушистый; уши короткие; зрачоккруглый; шерсть жесткая, недлинная; цвет серовато-желтый, на спине и набоках переходящий в черный, а на брюхе и горле в светло-желтый.Распространен в южной Азии, начиная с Индии к западу, южн. Европе(Турция, Греция, Далмация) и сев. Африке. На Гималаях поднимается навысоту до 1000 метров над уровнем моря. На охоту выходит, как и волк,ночью, и подобно волку, оглашает окрестности воем. Нападает на мелкихмлекопитающих, птиц, и будто бы в Индии опустошает плантации кофейные,кукурузные и сахарного тростника. Говорят, что Ш. устраивают облавы и наболее крупных млекопитающих. Охотно едят падаль. Течка весной, когда войих особенно силен; самка носит 9 недель и приносит 5 - 8 детенышей.Легко приручаются и скрещиваются с домашней собакой. Мех их дешев.Чапрачный Ш. рыжевато-серого цвета, но на спине как бы черный чапрак.Длиннее обыкновенного, но ниже ростом. Водится в южной Африки и на вост.берегу от Нубии до мыса Доброй Надежды. Легко приручается. Мех его гущеи мягче, и в южной Африке его шкуры употребляются сшитыми в виде меховыхковров (каросс). Костяные наросты, встречаемые иногда на черепеобыкновенного Ш. и несущие пучок длинных волос, считаются индусамилучшим талисманом и носят название шакаловых рогов.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.