- Хадж
- Хадж - т. е. пилигримство в Мекку на поклонение священной Каабе,главному святилищу мусульман, куда вход всем неверным воспрещен подстрахом смерти, составляет непременную обязанность мусульманина,гарантирующую ему прощение за все грехи и достижение вечного блаженствав загробной жизни. Каждый мусульманин, но учению Мухаммеда, обязан хотябы один раз в жизни совершить X. Срок для него наступает с моментасовершеннолетия; за временное откладывание полагается принесение жертвы,которая, однако, не освобождает от X. Позднейшие законоведы сталиразрешать неисполнение X. по уважительным причинам: слабости здоровья,отдаленности места жительства, за недостатком материальных средств,опасностью пути; по учению шафиитов можно даже нанимать другое лицо дляисполнения обрядов X. Временем для X. определены священные месяцы:шевваль, зуль-каада и 10 дней месяца зуль-хиджэ. Когда пилигрим вступаетв область Мекки, он должен исполнять установленные правила и обряды:скинуть дорожное платье и облачиться в ихрам - два куска не сшитой тканидля покрытия верхней и нижней частей туловища; перед этим надо подстричьусы, обрезать ногти, выдернуть волосы из под мышек, совершить полноеомовение тела, что затем делается запретным до конца X., не дозволяетсяпокрывать голову и лицо, надевать обувь, требуется строгое соблюдениецеломудрия. Прибыв в Мекку, богомольцы прежде всего направляются в храмКаабы для облобызания камня и совершения обходов вокруг Каабы, затемидут к колодцу Зямзям, чтобы выпить священной воды; совершают шествиемежду холмами Сафа и Мярва, находящихся в расстоянии 100 шагов от Каабы(здесь Агарь, мать Измаила, семь раз пробежала от одного холма вдругому, ища воды для своего сына); потом устремляются на гору Арафа,отстоящую от Мекки на 7 часов пути - это самая важная часть X.: на этойгоре Адам и Ева встретились после грехопадения. День Арафы бывает 9числа месяца зуль-хиджэ, когда богомольцы должны прослушать хутьбу(поучение), длящуюся 3 часа, до солнечного заката, после чего стремглавбегут к мечети Мяздаляжа, отстоящей от горы Арафата на 3 мили, чтобы тампрослушать вечерние намазы, 4-й и 5-й, после чего богомольцы поздравляютдруг друга с званием хаджи. В десятый день они направляются в долинуМина, где Авраам хотел принести в жертву своего сына Измаила, тут надопобить диавола камнями и тут же принести обильные жертвы в воспоминаниеАвраамова жертвоприношения. После того богомольцам разрешается бриться,снять ихрам, заменив его праздничными одеждами, начать омовение тела имазаться благовониями. Затем следует опять посещение Каабы. Всеперечисленные обряды сопровождаются специальными молитвами, точноустановленными шариатом. В заключение X. необходимо зайти в Медину,чтобы поклониться могиле пророка. X. является объединителем всехмусульман и поэтому имеет большое политическое значение. См. "Ист.Ислама", Мюллера (СПб., 1895, I, 220). В русской литературе X. описанМиропиевым в сочинении "Религиозное и политическое значение X." (в"Миссионерском противомусульманском сборнике", вып. XV, Казань, 1877), атакже в книге А. Крымского: "Ист. мусульманства" (М., 1902, стр. 13 ислед.). Н. В.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.