- Фавн
- Фавн (Faunus) - принадлежал к числу древнейших национальных божествИталии, хотя многие чисто итальянские особенности его характера и культасгладились, вследствие отожествления его с греческим Паном. Ф. - добрый,милостивый бог (от favere - быть благосклонным, отсюда же происходятимена Faustus, Faustulus, Favonius). В образе Ф. древние италийцыпочитали доброго демона гор, лугов, полей, пещер, стад, ниспосылающегоплодородие полям, животным и людям, вещего бога, древнего царя Лациума иродоначальника многих древних фамилий, насадителя первоначальнойкультуры; при этом, наряду с единым личным божеством, верили всуществование многих однородных и одноименных с ним демонов, в которыхбыли воплощены атрибуты самого Ф. Подобно Сильвану, Ф., как лесной бог,живет в чащах, уединенных пещерах или близ шумящих источников, где онпредсказывает будущее, ловит птиц и преследует нимф. С человеком онсообщается или во сне, или издали, пугая и предостерегая его леснымиголосами; он же внушает так называемый панический страх как путникам,так иногда во время войны и неприятелям. Он бродит в лесах невидимымдухом: в связи с этим собака, которой приписывали способность видетьдухов, была посвящена Ф. Являясь человеку во сне, Ф. нередко мучит егокошмаром: против этого употреблялись особые корни и мази, особеннокорень лесного пиона. Особенно береглись фавнов женщины, которых богпреследовал своей любовью; отсюда эпитет его Incubus. Особымпокровительством Ф. пользовались стада: он способствовал их размножениюи оберегал их от волков. В этом смысле он назывался Lupercus, - именем,с которым связано и название справлявшегося в Риме в честь Ф. праздник аLupercalia . Кроме Луперкалий, в честь Ф. были установлены двапраздника: весенние Фавналии (Faunalia), приходившиеся на 13 февраля, изимние фавналии, справлявшиеся 5 декабря. В деревнях в честь Ф.совершались ежемесячно жертвоприношения. Как вещий бог, Ф. давал своипредсказания во сне: в этом смысле он называется Fatuus или fatuelus.Оракулы Ф. были приурочены к рощам. Судя по описанию, которое даетОвидий (Меtamorph, IV, 644 и след.), Нума, желая получить прорицание Ф.и предварительно очистив себя воздержанием, отправляется в рощу и здесьзакалывает двух овец - одну Ф., другую богу сна. Затем, дважды окропивсебе голову водой из источника, сплетя два венка из буковых листьев ипомолившись, он ложится на растянутые шкуры жертвенных животных и ночьюво сне получает желанное откровение. Подобные же сведения сообщает иВиргилий в VII кн. Энеиды (79 - 95). Как бог предсказаний, Фавн считалсяродоначальником песни, отчего и самый размер древнейших римскихстихотворений называется Сатурновым или Фавновым. В Лации Ф. почитался,как царь аборигенов, внук Сатурна, сын Пика, отец Латина (от нимфыМарики), мудрый и справедливый правитель; правление его предшествовалоцарскому периоду и составляло первую эпоху распространения культуры встране. В этом сказании отразилось воспоминание о тех временах, когдаИталия изобиловала лесами и первобытные племена ее населяли лесныепросеки. На древность культа Ф. указывает тот факт, что местами этогокульта были не столько храмы, сколько поля, пещеры, рощи, и Ф. почиталсяв образе не идолов , а тотемов растительного и животного царства.Антропоморфические изображения Ф. принадлежат позднейшему времени изаимствованы у греков: Ф. представляется либо в образе Пана, либо вобразе Силена или Марсия, Фавны же - в образе Панисков. Кромелуперкальского святилища; в Риме существовали два храма Ф. : один наАвентине, другой на Тибрском о-ве. Фавна, дочь (или жена) Ф.,представляет собою женскую ипостась названного бога. Подобно ему, онабыла вещей богиней и называлась Фатуей; в тоже время она принадлежала кчислу богинь женского производительного начала и, как таковая,отожествлялась с Майей или Доброй богиней (Bona dea). Ср. Motty, "DoFauno et Fauna sive Bona dea enisqne mysteriis" (Б., 1840); Preller,"Romissche Mythologie" (1 т., Б., 1881, стр. 379 - 392). Н. О.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.