- Сусанин
- Сусанин (Иван) - Крестьянин Костромского уезда с. Домнина,принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя МихаилаФедоровича. До самого последнего времени единственным документальнымисточником о жизни и подвиге С. была жалованная грамота царя МихаилаФедоровича, которую он даровал в 1619 г., "по совету и прошению матери",крестьянину Костромского у., С. Домнина, "Богдашке" Сабинину половинудер. Деревище за то. что его тесть Иван С., которого "изыскали польскиеи литовские люди и пытали великими немирными пытками, а пытали, где в тепоры великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович..., ведаяпро нас.. терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскимии литовскими людьми был замучен до смерти". Последующие жалованные иподтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам С.,только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и другихписьменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о С., нопредания о нем существовали и передавались из рода в род. До начала XIXв. никто не думал, однако, видеть в С. спасителя царской особы. Такимвпервые его представил печатно Щекатов в своем "Географич. Словаре"; заним Сергей Глинка, в своей "Истории" прямо возвел С. в идеал народнойдоблести. Рассказ Глинки буквально повторил Батыш-Каменский в "Словаредостопамятных людей Русской земли". Вскоре личность и подвиг С. сталилюбимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый рядстихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и т. п., и для музыкантов(наиболее известны "Иван Сусанин" - дума Рылеева, "Kocтромские леса" - драма Н. Полевого, "Иван Сусанин" - опера Кавоса, "Жизнь за Царя" -опера М. И. Глинки). В 1838 г. в Костроме, по повелению императораНиколая I, воздвигнут С. памятник, "во свидетельство, что благородныепотомки видели в бессмертном подвиге С. - спасении жизни новоизбранногорусской землей царя через пожертвование своей жизни - спасениеправославной веры и русского царства от чужеземного господства ипорабощения". Скудость источников и разногласие авторов, повествовавшихо подвиге С., побудили Н. И. Костомарова отнестись критически и кличности С., и к его подвигу. Исходя, главным образом, из того, что онем не говорится в современных или близких к его времени летописях изаписках, что существующими источниками не подтверждается присутствиепольсколитовского отряда близ с. Домнина и что в начале 1613 г. МихаилФедорович жил со своею матерью не в селе Домнине, а в укрепленномИпатьевском монастыре, он видел в С. "одну лишь из бесчисленных жертв,погибших от разбойников в Смутное время". Ему горячо возражали С. М.Соловьев ("Наше Время", 1862). М. П. Погодин ("Гражданин", 1872,. № 29 и1873, № 47), Домнинский ("Русский Архив", 1871,. № 2), Дорогобужин идр.; но все они руководились большей частью теоретическими соображениямии догадками. С конца 1870-х и особенно 1880-х гг., с открытиемисторических обществ и губернских архивных комиссий, сталиобнаруживаться новые документы о подвиге С., открылись почти современныеему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII вв., вкоторых очевидно преклонение писавших перед подвигом С. (иные прямоназывали его мучеником). В 1882 г. Самарянову, собравшему немало неизданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцыцелым отрядом подходили к с. Домнину, с целью убить новоизбранного царяМихаила Федоровича, и что Михаил Федорович "скрылся от ляхов" вИпатьевском монастыре по совету С. из с. Домнина, после появленияпольско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются ипозднейшими находками документов, относящихся к С. и хранящихся вкостромской архивной Комиссии, в археологическом институте и др.Сущность преданий о подвиге С. сводится к следующему. Вскоре послеизбрания на престол, когда Михаил Федорович жил со своею матерью в с.Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую обл. польские илитовские люди с целью убить нового соперника польского королевичаВладислава; недалеко от с. Домнина им попался С., который взялся быть ихпроводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, пославперед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советомукрыться в Ипатьевском монастыре; утром он раскрыл полякам свой обман.несмотря на жестокие пытки не выдал места убежища царя и был изрубленполяками "в мелкие куски". Из прямых потомков С. переписная ландратскаякнига, хранящаяся в московском архиве министерства юстиции под 1717 г.называет Федора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и УльянаГригорьева, живших в селе Коробове, пожалованном дочери С., АнтонидеИвановне, в 1633 г. Ср. Н. И. Костомаров, "Исторические монографии иисследования" (т. 1, СПб., 1867); его же, "Личности Смутного времени"("Вестник Европы", 1871, № 6); Самарянов, "Памяти Ивана Сусанина"(Кострома, 1884, 2-е изд.); И. Холмогоров, "Заметка о потомках Сусанина"("Труды Археографической Комиссии при Императорском МосковскомОбществе", т. 1, вып. 1, 1898); Д. И. Иловайский, "Смутное времяМосковского государства" (М., 1894). В. Р-в.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.