Глинка это:

Глинка
Глинка (Михаил Иванович) - знаменитейший русск, композитор, род. 20мая 1804 г., в селе Новоспасском, Смоленской губ., ум. в ночь со 2-го наЗ февраля, в 1867 году, в Берлине, похоронен в Петербурге вАлександро-Невской лавре. Детство Г. почти безвыездно провел в деревне.Первые проблески музыкальных способностей выражались у ребенка страстьюк колокольному звону. Г. так любил трезвон, что во время болезни для егозабавы приносили малые колокола к нему в комнату. Оркестр дяди,наезжавший нередко к отцу Глинки, немало способствовал развитиюмузыкальной натуры гениального мальчика. Исполнение оркестром русскихпесен производило на Г. глубокое впечатление. На одиннадцатом году имовладело непреодолимое влечение к музыке. "Музыка - душа моя" - этислова были девизом Г. Учиться игре на фортепиано Г. стал в 1815 г.Любимыми его пьесами были, после русских песен, сочинения Крейцера,Мегюля, Штейбельта. В 1822 г. Г. окончил курс в пансионе при Главномпедагогическом институте в Петербурге. Во время пребывания в пансионе Г.не бросал музыку и занимался с Фильдом, от игры которого был в восторге.Позднее Г. занимался у Карла Мейера. Ему он всего более обязан развитиемсвоего таланта. 18 лет Г. принялся сочинять - "писать ощупью", как онсам выражался. Теорию композиции он еще не изучал. Сперва им былинаписаны вариации на темы Вейгля и Моцарта, а затем вальс "собственногосочинения" для фортепиано, в f-dur. В 1823 г. Г. посетил Кавказ, которыйоставил неизгладимый след в его впечатлительной натуре. Впоследствии Г.,благодаря Кавказу, гениально передал восточный колорит в своей опере"Руслан и Людмила". Возвратившись в с. Новоспасское, Г. принялся заизучение музыкальных классиков; с оркестром дяди он разучивалпроизведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Керубини и пр., практическизнакомясь с характером инструментовки образцовых композиторов. Приехав вПетербург в 1824 году, Г. возобновил свои занятия у Мейера и пользовалсяего советами до 1830 г., Занимаясь еще с итальянцем Замбони, сочиняя назаданные итальянские тексты арии, речитативы и пр. Подробный списоксочинений, написанных Г. до 1830 г., помещен в отчете Импер. публичнойбиблиотеки (1867 г.). К этому периоду относятся романсы: "Моя арфа", "Неискушай", "Светит месяц", квартеты и пр. В 1830 году Г. уехал за границуи пробыл там четыре года, преимущественно в Италии, где он изучалискусство пения. Своим сочинениям, написанным в это время, Г. не придаетзначения. Путешествие принесло Г. особенную пользу в том отношении, чтов Берлине он в течение пяти месяцев основательно занимался теориейкомпозиции у известного теоретика Дена. Г. говорит о Дене следующее: "онпривел в порядок мои теоретические сведения и собственноручно написалмне науку гармонии или генерал-бас, науку мелодии или контрапункт иинструментовку... Нет сомнения, что Дену обязан я более всех другихmaestro". Будучи за границей, вдали от всего родного, блинкапочувствовал тоску по родине. Он вспомнил молодые годы, обаяние русскойпесни - и напал на мысль написать народную оперу. Мысль о русской оперене покидала Г. и по его возвращении в Россию, в 1834 г. По советуЖуковского, Глинка остановился на сюжете "Ивана Сусанина", который иобработан, по плану Г., бароном Розеном. Г. с жаром принялся за работу;сперва написал увертюру, а затем принялся за первые два акта. В 1836 г.у князя Юсупова, а затем у графа Виельгорского, был исполнен первый акт"Жизни за Царя". Окончив оперу, Г. не без труда добился ее постановки наимператорской сцене. Дирекция обязала Г. подпискою не требоватьвознаграждения за свое произведение. В пятницу, 27 ноября 1836 г.,состоялось первое представление "Жизни за Царя". Успех оперы былгромадный. Спрос на номера оперы, изданной Снегиревым, был так велик.что недоставало экземпляров для продажи. В период времени от 1830 до1836 г., кроме оперы, Г. написал несколько вариаций на разные темы, триодля фортепиано, кларнета и фагота (1833), романсы: "Дубрава шумит", "Неназывай ее небесной", "Только узнал я тебя" и пр. К 1836 - 1838 г.относятся: "Ночной смотр" для пения, польский с хором, романсы: "Гденаша роза", "Сомнение", "В крови горит огонь желанья". Вскоре после "Жизни за Царя" Г. принялся за оперу "Руслан и Людмила";но сочинение ее шло не так быстро, как сочинение первой оперы. "Руслан"был дан в первый раз также в пятницу, 27 ноября 1842 г. Ход работызамедлялся составлением либретто, которое делалось коллективно (стихидля либретто, кроме взятых из поэмы Пушкина, писали Ширков, Кукольник,Гедеонов и автор оперы), занятиями в певческой капелле, куда Г. былназначен в 1837 г. капельмейстером, уроками в театральной школе,болезнью, разрывом с женой. Энергию в Г. до некоторой степениподдерживала своим сочувствием к его таланту "брат" - кружок литераторови художников, образовавшийся у Кукольника. Первыми номерами из"Руслана", сочиненными Г., были: большая часть номеров 1-го действия;персидский хор "Ложится в поле мрак ночной", марш Черномора и балладаФинна (1838). Первое представление не оправдало ожиданий Г. Успех"Руслана" был слабее успеха "Жизни за Царя". Новая опера Г. вызвала впублики и критике самые разнообразные и противоположные суждения. После32-х представлений "Руслан" не появлялся на сцене; водворениеитальянской оперы было причиной прекращения деятельности русской труппыв СПб. Только в шестидесятых годах началось движение в пользу "Руслана".В настоящее время эта опера всеми считается перлом русского музыкальногоискусства. Между 1838 и 1842 г., кроме "Руслана", Г. написал музыку кдраме Кукольника "Князь Холмский", вальс фантазию (1839), тарантеллу схором (по просьбе Мятлева, в 1842 г.), выпускной хор e-dur для девицЕкатерининского института (1841) и пр. В 1843 г. Г. почти не сочинял; имнаписаны только два романса: "Люблю тебя", "К ней" и тарантелла a-mollдля фортепиано. Прекращение деятельности русской оперы в Петербурге, а сней и представлений "Руслана", было сильным ударом для Г., имевшимбольшое влияние на его дальнейшую композиторскую деятельность. В 1844 г.Г. надолго отправился заграницу. В Париже Г. дебютировал, каккомпозитор, в двух концертах-монстр, под управлением Берлиоза, большогопочитателя Т. На этих концертах были исполнены лезгинка из "Руслана" ирондо Антониды из "Жизни за Царя". Ободренный успехом, Г. сам далконцерт, в котором познакомил публику с некоторыми своимипроизведениями, в том числе и с маршем Черномора. Но гораздо большийуспех в то время имели сочинения Г. в Петербурге: ария Гориславы из"Руслана", трио из "Жизни за Царя" в исполнении итальянцев приводилипублику в восторг. Переселившись в Испанию, Г. пытался познакомитьпублику с своими произведениями, но эти попытки остались безуспешными.Уже в Париже у Г. возникла мысль сочинить несколько концертных пьес дляоркестра, под названием "Fantaiaies pittoresques". В Испании Г.намеревался писать оперу в испанском роде. Он внимательно изучал изаписывал народный песни. Плодами его пребывания в Испании являютсяувертюра "Аррагонская хота" и интересная коллекция испанских народныхмелодий. До 1854 г. Г. постоянно менял свое жительство: жил в Смоленске,Варшаве, Петербурге, Париже. Во время этих странствований им написанонесколько романсов, как напр. : "Слышу ли голос твой", "Заздравныйкубок", "Песнь Маргариты", "Финский залив", затем вторая испанскаяувертюра ("Ночь в Мадриде") и знаменитая "Камаринская". В 1852 г. Г.начал симфонию "Тарас Бульба", но оставил ее. В 1854 г. Г. возвратился вПетербург, где и пробыл около двух лет. По просьбе сестры своей Л. И.Шестаковой и друзей, Г. начал свою биографию, которую и окончил в 1855г. Она доведена до возвращения в Россию, в 1854 г. В последние годы Г.оркестровал несколько своих и чужих вещей. В 1855 г. Г. опять воспрянул:им задумана была новая опера "Двумужница" (по драме князя Шаховского).Но медленность работы либреттиста охладила Г., который перешел к новомупредприятию - сообщить православной церковной мелодии настоящую, вполнеей свойственную гармонизацию. В 1856 г. Г. положил на три голоса эктениюобедни "Да исправится". К выдающимся церковным произведениям Г.относится "Херувимская". Сознавая, что гласы, на которых построеныпеснопения православной церкви, находятся в прямой связи с церковнымиладами зап. церкви, Г. поехал в 1856 г. в Берлин к Дену с цельюосновательно изучить новый для него предмет. Занятия с Деном шлиуспешно. К несчастию, они были последними; Г. простудился и умер. В 1885г. в Смоленске ему поставлен памятник. 50-тилетия опер "Жизнь за Царя"(1886) и "Руслана" (1892) Россия достойно чествовала. В день юбилея"Руслана" в Петербурге улица, ведущая от Поцелуева моста к Никольскойцеркви, мимо Мариинского театра, названа улицею Глинки. Деятельность Г. полна беспредельного творчества, богатого развит. Онопередил современные ему музык, вкусы и понятия; потому то онсвоевременно и не был понят. Если сравнить деятельность Г. вколичественном отношении с деятельностью многих весьма известныхкомпозиторов, писавших оперы дюжинами, то она окажется не обширною. Ноесли посмотреть на нее с точки зрения качественной, то она громадна.Национальную оперу он довел до такой художественной высоты, до которойни один русский композитор не достигал после Г. Характер произведений Г.в высшей степени разнообразен. Типичность его музыкальн. образовудивительна; мелодические и гармонические стороны его творчестваодинаково поражают своим богатством. Сосредоточилось оно, главн. обр., ввокальных сочинениях; но и как симфонист Г. выдается необычайнойсамобытностью, колоритом и гибкостью. Деятельность Г., по степениразвития его творческой способности, можно разделить на три периода. Кпервому (1822 - 1834) относится ряд более или менее удачных работ,свидетельствующих о задатках таланта. Это период приготовительный.Второй период (1834 - 1837) представляет плоды трудов предшествовавшихлет. В "Жизни за Царя" Г., при всей своей гениальности, не отличаетсяеще вполне самостоятельным характером в вокальных и симфоническихформах. Но в этой опере встречается в первый раз художественнаяобработка русской песни, которая легла в основе всей оперы. БлагодаряГ., создалась русская опера. В этом же периоде написаны самыезамечательные романсы Г. Уже в начали третьего периода (1837 - 1857), в"Руслане", Г. менее прибегает к народным мелодиям; а сам создает чистославянскую музыку. В этом периоде удивительная способность русск,художника к воспроизведены самых разнообразных народных типов в музыкеявляется в полной силе и блеске. Оркестр Г. достигает самого блестящегоразвития; в его формах оригинальность, свежесть, новизна. ДеятельностьГ. не представляет ряда случайных, более или менее удачных проявленийталанта. Напротив, в ней видно беспрерывное, прогрессивное развитие,стремление к новым горизонтам - стремление, свойственное великимхудожникам, которым. суждено обозначать собою поворотные пункты вискусстве. Ср. автобиографию Г. (изд. "Русской Старины", 1871),вторичное издание записок, с присоединением переписки (издание Суворина,1888); статья В. В. Стасова, "Михаил Иванович Глинка" ("РусскийВестник", 1857); "Глинка и его значение в истории музыки", Лароша("Русский Вестник", 1868); "Воспоминания Ф. М. Толстого, по поводузаписок М. И. Глинки" ("Русская Старина", 1871); "Воспоминания о МихайлеИвановиче Глинке", А. Н. Серова ("Искусство", 1860, №№ 1, 2, 3, 4, 5);"Руслан и русланисты", А. Н. Серова ("Музыка и Театр", 1867); "Подробныйразбор оперы "Жизнь за Царя"", Ростислава (СПб., 1854); "Первоначальныйплан оперы "Руслан и Людмила", В. В. Стасова ("Русская Старина", 1871);"План первых трех действий оперы "Жизнь за Царя", с подлинной рукописиМ. И. Глинки" ("Музыкальный Сезон", № 8, 1870); "Письма М. И. Глинки"(СПб., 1872): "Биографический лексикон русских композиторов", А. И.Рубца (1886); "Биография Глинки" (Смоленск, 1885); "М. И. Глинка", очеркОболенского и Веймарна (СПб., 1885); "Очерк истории оперы "Жизнь заЦаря", Веймарна (1886); "Пятидесятилетие опере "Жизнь за Царя"",Загоскина (Казань, 1887); "Памяти М. И. Глинки", В. В. Стасова (СПб.,1887); "Glinka", par Octave Fouque (П., 1870); "Glinka", Prof. Carozzi(Милан, 1874). Н. Соловьев.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Глинка" в других словарях:

  • Глинка — (Федор Николаевич), брат С. Н. Глинки (1786 1880);воспитание получил в первом кадетском корпусе. В 1805 06 г., состояладъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и былпри Аустерлице. В 1807 г. был сотенным начальником… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ГЛИНКА — Константин Дмитриевич (1867 1927), почвовед, организатор и руководитель почвенно географических экспедиций в Сибирь и Среднюю Азию (1908 14). Труды по зональности почвенного покрова …   Современная энциклопедия

  • ГЛИНКА — Федор Николаевич (1786 1880), русский поэт. Участник Отечественной войны 1812, член тайных декабристских обществ Союза спасения (с 1817) и Союза благоденствия (1818 21; один из руководителей). Военный дневник Письма русского офицера (1815 16).… …   Современная энциклопедия

  • ГЛИНКА — 1. ГЛИНКА1, глинки, мн. нет, жен. 1. уменьш. ласк. к глина (разг., редк.). 2. Высший сорт глины каолин, употр. в ситцепечатании (тех.). 2. ГЛИНКА2, глинки, жен. (обл.). Дикий полевой голубь. Толковый словарь Ушакова …   Толковый словарь Ушакова

  • ГЛИНКА — 1. ГЛИНКА1, глинки, мн. нет, жен. 1. уменьш. ласк. к глина (разг., редк.). 2. Высший сорт глины каолин, употр. в ситцепечатании (тех.). 2. ГЛИНКА2, глинки, жен. (обл.). Дикий полевой голубь. Толковый словарь Ушакова …   Толковый словарь Ушакова

  • Глинка — ГЛИНСКИЙ ГЛИНСКИХ От многочисленных селений, расположенных в глинистой местности: Глина, Глинки, Глины. Есть и городок Глинск, в Роменской области. Предки композитора владели местечком Глинки около Ломжи (ныне в Белостокском воеводстве Республики …   Русские фамилии

  • ГЛИНКА — ГЛИНКА, СССР, Мосфильм, 1946, ч/б, 116 мин. Историко биографический фильм. Фильм посвящен великому композитору М.И.Глинке (1804 1857). В ролях: Борис Чирков (см. ЧИРКОВ Борис Петрович), Саша Соболев, Валентина Серова (см. СЕРОВА Валентина… …   Энциклопедия кино

  • Глинка — фамилия и топоним. Содержание 1 Носители фамилии 1.1 Двойные фамилии 2 Населённые пункты …   Википедия

  • Глинка М. И. —         Михаил Иванович (20 V (1 VI) 1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского р на Смоленской обл. 3 (15) II 1857, Берлин) русский композитор, родоначальник русской классической музыки.         Детские годы Г. прошли в деревне, в обстановке… …   Музыкальная энциклопедия

  • Глинка — I Глинка         Дмитрий Борисович [р. 27.11(10.12).1917, с. Александров Дар, ныне Днепропетровской области УССР], дважды Герой Советского Союза (21.4 и 24.8.1943), полковник. Член КПСС с 1942. Родился в семье шахтёра. В Советской Армии с 1937,… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Глинка» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»