- Стриндберг
- Стриндберг (Auguste Strindberg)- знаменитый шведский романист идраматург, род. в Стокгольме в 1849 г. Жизнь его была полна лишений,разочарований и нравственных потрясений. Не кончив курса в университете,он часто менял род занятий, был учителем, телеграфистом, библиотекарем,служил в театре, занимался живописью и, наконец, сосредоточился налитературной деятельности. Преследования со стороны общества иправительства заставили С. в 1884 г. покинуть родину. Он многопутешествовал по Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Дании и до сихпор ведет кочующий образ жизни. С. начал писать в спокойном тоне,защищая в журнальных статьях, исторических очерках, стихах идраматических пьесах демократические принципы; потом он перешел возлобленный сатирический тон и начал свои нападки на общество сбеспощадного обличения женщин. Его возмущало крайнее развитие феминизмав Скандинавии; он стал доказывать, что женская эмансипация - великоезло, так как она усиливает влияние женщины, и без того пагубное дляобщества. В 1884 г. он написал 12 повестей, под общим заглавием: "Очеркииз брачной жизни". В них С. еще довольно спокойно и даже с юморомописывает мелкие невзгоды и разочарования семейной жизни, превращениепоэтичной, любящей невесты в сварливую и мелочную хозяйку дома, переходот возвышенного счастья влюбленной четы к унижающей душу будничной прозежизни. Рассказы написаны с беспощадным реализмом и вместе с тем оченьпросто и наивно. В более резком, фанатическом тоне написанадраматическая трилогия С.: "Отец" (1877), "Девица Юлия" и "Заимодавцы"(1889). В них женщина рисуется как исчадие ада, воплощающее в себе силуи обаяние его над душой человека. Чувствуется нечто средневековое икатолическое в том непритворном ужасе, с которым С. смотрит на женщину.В "Отце" рисуется беспощадная жадность женщины и ее грубая привязанностьк земным благам: отец, застраховавший свою жизнь, ясно сознает, что емунепременно нужно поскорее умереть ради своих дочерей, которым деньгидороже и нужнее, чем его жизнь. В "Девице Юлии" женщина- воплощениенизших чувственных инстинктов, грубая самка: утонченная аристократка сизнеженными нервами отдается лакею и любит его за грубость, за то, чтоон не стесняется поднять на нее хлыст. В "Заимодавцах" С. доказывает,что в женщине нет ничего оригинального, что она ничего не создает, ночрезвычайно хитро эксплуатирует мужской ум и мужскую душу. По силе иуменью изображать болезненность и изломанность современной души эти трикороткие драмы принадлежат к числу самых сильных и оригинальныхпроизведений современной литературы. На ту же тему написан большойроман: "Исповедь Безумца" (1893), где женщина представленаапокалиптическим чудовищем, которое хочет творить зло и имеет для тогонеисчерпаемые силы. Герой повести сливается с автором, описывающимпережитые им самим душевные состояния. Объективная психологическаяправда отсутствует в повествовании, похожем, большей частью, на бред; нотакова захватывающая сила художественного таланта С., что созданный имобраз женщины-дьявола, утонченно и могущественно лживой, кажетсяглубокой правдой. Дальнейшее романы и драмы С. написаны под влияниемновейших философских течений. В двух романах: "Чандала" и "Аксель Борг"С. отражает учение Нитцше о сверхчеловеке. Презрение Нитцше к толпепришлось очень по душе С., пессимизм которого крайне аристократичен. Видее "сверхчеловека" заключается и понятие о существовании низшегочеловека (Untermensch); власть последнего на столько же унижаетчеловечество, на сколько наступление царства сверхчеловека вознесет еговыше его теперешнего состояния. В "Чандала" С. изображает целую кастунизших существ, рабов в духовной жизни. Роман написан в виде сказки, ивопрос о добре и зли решается в дуге Нитцше. Его герой- сверхчеловек,который борется против низшего человека, духовного пария. Их борьбасимволизирует для С. борьбу инстинкта и духа. В "Акселе Борге" (1891)также представлен непримиримый контраст между героем, почти воплощающимв себе Нитцшевского сверхчеловека, и той жизнью, которую он видит вокругсебя. По своей художественности, особенно в описаниях природы, это- одноиз лучших произведений С. Заканчивается оно тем, что герой навсегдаотрекается от общения с людьми и уезжает "в открытое море", обрекая себяна одиночество. В новейших своих произведениях - "Легенды", "Путь вДамаск" - С. все более обнаруживает крайне нервную возбужденность,доходящую то до мании преследования, то до религиозного бреда. Здесьзамечается крутой поворот в сторону христианства и смирения, отрицаниепрежней гордыни. С. сохранил прежнюю силу художественного изображения,но идейные его замыслы становятся спутанными. В общем С. - один из самыхоригинальных современных писателей, яркий поборник индивидуализма, частодоходящий до крайности и слитком склонный к одностороннему освещениюжизни. Все его произведения (кроме выше названных он написал ещепрекрасную драму "Маргит, жена кавалера Бенгста", сатиру "Краснаякомната", мистерию "Олоф" и др.) переведены на немецкий и на франц.языки; драмы и некоторые повести имеются и в русском переводе. З. Венгерова.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.