- Посты
- Посты - учреждение христианской. церкви, имеющее целью содействоватьгосподству в христианине духовно-нравственных стремлений надчувственными. П. существовали еще в ветхом завете. В христианствеучреждение его современно самой церкви: он основан на примере 1. Христа(Mф. IV, 2) и апостолов (Деян. XIII, XIV). Древнейшие из церковныхписателей - Ипполит, Тертуллиан, Епифаний, Августин, Иероним - говорят,что апостолы установили П. в 40 дней, подражая примерам Моисея (Исх.XXXIV, 28), Илии (3 Цар. XIX, 8) и самого Иисуса Христа, постившегося 40дней в пустыне. Отсюда древнейшее название главного или великогохристианского П. у греков - tessarakosth, четыредесятница. Папа Лев Iназывает четыредесятницу apostolica institutio (quadraginta dierumjejunils), а Иероним - преданием апостольским (traditio apostolorum). Помнению некоторых ученых, П. состоял сначала из 40 часов, а не дней;Тертуллиан говорит о П. "нескольких" дней, Ириней замечает, что еслиодни постились день или два, то другие - "много" (plures) дней. Унекоторых других писателей II и III в. говорится, что в эти века вошло вобычай поститься более двух суток (пятница и суббота пред днем Пасхи).По Дионисию Александрийскому, П. пред Пасхой продолжался "шесть дней".Этот П. носил название предпасхального. Таким образом представляетсяправдоподобным мнение некоторых западных ученых (Baillet - в его"Истории вел. поста"), что если четыредесятница и существовала с первыхвремен церкви, то не повсеместно. Обыкновенно думают, что она сложиласьв. постоянный сорокадневный П. во II или III в., одновременно сучреждением чина для оглашенных и чина для кающихся, торжественноепринятие которых в церковь приурочивалось ко дню Пасхи: по чувствубратства и любви, в П. оглашенных и кающихся стали принимать участие всеверующие. Златоуст, как на причину учреждения четыредесятницы, указываетна то, что вместо прежнего обычая причащаться каждый воскресный день, помере ослабления ревности к церкви, явилось обыкновение причащатьсятолько в особенно торжественные дни, каковы Великий четверг и Пасха.Чтобы в эти дни можно было приступать к таинству достойно, отцы церкви иучредили четыредесятницу. В IV в., по свидетельству Василия Вел. иГригория Нисского, Великий П. пред Пасхой существовал в церквиповсеместно, но и после того он не всегда содержал в себе именно 40 днейи начинался не везде одинаково; церковь не стесняла в этом отношениипоместных обычаев. В древней церкви П. был очень строг, выражаясь или внеядении в течение более или менее продолжительного времени, или всухоядении (xerojagia) ежедневного, но не ранее вечера. По словамТертуллиана, во время пощения не давалась даже вода. Пруденций, в одномгимне (de Fructuoso), сообщает, что св. мученик отказался во времястраданий от поданной ему чаши воды по той причине, что день его мученийбыл постный. "Постановления апостольские" (ст. 17) поставляют П. вовкушении лишь хлеба и овощей, запрещая мясо и вино. На Западе, посвидетельству Тертуллиана, сухоядение, как форма П., существовало со IIв. На Востоке, по Вальсамону, сухоядение (сушеные плоды и овощи)держалоcь, как форма П, до XII в, на Западе - до VII в., когда постнымияствами стали считаться не только овощи, но также рыба, а иногда иводяные птицы. Чаще, однако, одна замена мяса рыбой не считалась П.Всякая радость считалась нарушением П. По словам Тертуллиана, считалосьнесовместным с П. даже церковное "лобзание мира". Общим правилом былоизбегать обременения себя какою бы то ни было пищей и совершенноустранять такую пищу, которая раздражающим и возбуждающим образомдействует на организм. В последующее время особое внимание церкви к П.было вызвано появлением ересей, из которых одни ставили П. наравне свысшими нравственными обязанностями христианства (монтанисты,манихейство), а другие отрицали всякое значение постов (Аэрий, Иовиниан,Вигилянций). Учение древней церкви о постах суммировано гангрскимсобором, который подвергает анафеме как тех, кто без крайнейнеобходимости для здоровья нарушает П., установленные церковью, так итех, кто осуждает собрата, с благословением вкушающего мясо вдозволенное время. Позже на Востоке церковное значение П. было усилено;грех нарушения установленного П. был приравниваем к ереси. Этот взглядна П; перешел в Россию вместе с христианством; отсюда берет начало тоособое уважение к П., какое существует доселе в русской церкви и врусском народе. На Западе периодически являлись попытки ослабитьавторитет древне-церковного учения о П., который, все более и болееусиливаясь, привели к совершенному отрицанию П. в протестантствеЗаконодательство государственное, на Востоке и на Западе,покровительствовало постам. На дни великого П. закрывались всякиезрелища, бани, игры, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки,кроме продававших предметы первой необходимости, приостанавливалосьсудопроизводство; к этому времени приурочивались делаблаготворительности. Рабовладельцы освобождали рабов от работ и частоотпускали их на свободу. Великий П. был преимущественно временемпроповеди в храмах. С появлением монашества П. сделался предметом одногоиз монашеских обетов и принадлежностью монашеской жизни. Монашествующиена Востоке обязательно постились ежедневно до 9 часа (3 часа дня понашему времени), в дни установленных П. - до вечера; иные - "постники" -налагали на себя обет гораздо более продолжительного пощения. Влияниемонастырей развивало в населении любовь к постничеству. Христианскаявечеря (соеnа) во время П. бывшая единственной трапезой в продолжениедня, резко отличала христиан от язычников, имевших привычку есть часто.Отличительные черты богослужения великопостного - см. в "ПостнойТриоди". Ср. ст. В. С. Соловьева, "Пост" ("Правосл. Обозрение", 1884,1); "Посты", свящ. Воздвиженского (там же, 1883); в "Христ. Чтении"подробно изложение богослужения четыредесятницы, прот. В. И. Барсова(1842 и сл.); прот. А. И. Парвов, "Пост четыредесятницы по древним.правилам и обычаям" ("Христ. Чтение", 1863).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.