Плутовской

Плутовской
Плутовской роман - ведет свое начало из Испании, где в 1553 г. (вБургосе) вышел в свет роман Мендозы: "Жизнь Лазарильо из Тормес, и егоудачи и неудачи", имевший громадный успех и переведенный на другиеевропейские языки; один из английских переводов выдержал 20 изданий. ВИспании произведение Мендозы вызвало целую серию подражаний, из которыхсамым замечательным является роман Матео Алемана: "Guzman de Alfarache"(1599 - 1605), в течении шести лет выдержавший 26 изданий и переведенныйна языки французский, английский, итальянский, голландский и др.; эторассказ о судьбе человека, который последовательно служит мальчишкою накухне, исполняет обязанности уличного посыльного, делается солдатом,нищенствует, поступает в пажи к кардиналу, становится игроком, служитвременно у французского посланника, несколько раз обворовываетдоверившихся ему людей, женится из-за денег, делается богатым купцом,потом разоряется, готовится к духовному званию, опять совершаетпреступление, но благодаря случайности, получает полное прощение ивыходит сухим из воды. роман написан очень живо, личность главного герояобрисована яркими красками, и вместе с тем перед нами раскрываетсянеобыкновенно интересная, в бытовом отношении, картина испанской жизнитого времени. Из др. образчиков испанского П. романа выдаются "PicaraJustina" доминиканского монаха Андрес Перес де Леона (1605), гдеописание плутовских проделок героини (в значительной степени навеянноеГусманом) соединено с нравоучениями от автора, "La vida del granTacano", Кеведо (1627), и особенно "Marcos de Obregon" Висенте Эспинеля(1618) - один из лучших романов в плутовском жанре. У "Лазарильо" и начужеземной почве явилось многочисленное литературное потомство; воФранции, напр., тип пройдохи, человека на все руки, всеми средствамипрокладывающего себе дорогу и встречающего на своем пути массуприключений, изображен в романе Сореля "Histoire comique de Francion"(1622), носящем явные следы испанского влияния. К тому же "gustopicaresco" восходит по прямой линии генеалогия знаменитого романа Лесажа"Жиль-Блаз", на который повлияли и "Лазарильо", и "Guzman de Alfarache "(Лесаж даже перевел это произведение по-французски), и "Marcos deObregon". Лесаж не был, однако, рабским подражателем; он внес втрадиционный П. роман много своего, несколько по другому обрисовалличность главного picaro - Жиль-Блаза, и в испанскую обстановку искусноввел изображение французской действительности. В Германии наиболее яркимобразом П. романа может быть назван "Simplicissimus" Гриммельсгаузена .Традиции gusto picaresco продолжали жить и в других европейскихлитературах, даже до новейшего времени; до известной степени к потомству"Лазарильо" и "Гусмана" принадлежат, напр., иные романы Фильдинга иСмоллета; "российский Жиль-Блаз" Нарежного и др. В русской словесностиXVII в. есть одно произведение, весьма похожее на западноевропейский П.роман; это "Повесть о Фроле Скобееве" - прекрасный образчик бытовогожанра, ярко отражающий русскую жизнь того времени; главный герой,плутоватый новгородский дворянин, ловко обманывающий всех, в том числе исвоего будущего тестя, Ордына-Нащекина - такой же "picaro", как идействующие лица испанских романов. - историколитературное значение П.романа состоит в том, что он открыл дорогу чисто реальному роману;излагая приключения своих героев, изображая попутно разнообразнейшиеобщественные слои и черты нравов, он приучал к воспроизведениюлитературою неприкрашенной действительности. Со временем плутовскойэлемент отступил на второй план, потом вышел из моды, изображениеворовских притонов, игорных домов и т. п. перестало интересовать публику- но традиции реализма, противопоставленные Плутовским романом всемуманерному и искусственному, продолжали жить в области повествовательноготворчества. - Ср. Стороженко, "Генезис реального романа" ("СеверныйВестник", 1891). Русский перевод "Лазарильо из Тормес", появившийсясначала в "Северном Вестнике", издан теперь отдельною книгою (СП б.1897). Ю. Веселовский. Плутократия (от ploutoV - богатство и crtia -власть;, иначе аргюрокраия, от arguroV - серебро) - формагосударственного управления, при которой власть принадлежит богатомуклассу, термин этот, употребительный в древности, в настоящее времяупотребляется редко, исключительно в смысле осуждения. Всего правильнееможно было бы применить его к государствам; в которых господствуетвысокий имущественный ценз (Италия, Бельгия до 1893 г., отчасти Англияпосле 1832 г. до двух последних парламентских реформ), но чаще онупотребляется по отношению к государствам, где богатые классы, не имеяформальных преимуществ, гарантированных законом, фактически пользуютсяпреобладающим влиянием на выборы и вообще на ход государственной жизни(Соед. Штаты). Понятие, родственное П. - денежная олигархия. В. В - в, Плутон (Ploutwn, лат. Pluto == богатый) - бог подземногоцарства и смерти, носивший у греков также имя Аида (AidhV, 'AidwneuV ==невидимый или делающий невидимыми, т. е. уничтожающий людей). Пообычному греческому сказанию, П. - брат Зевса и Посейдона. При дележевселенной между братьями, после сообща всеми богами одержанной победынад титанами и гигантами, Плутону досталось в удел подземное царство ивласть над тенями умерших. Супругою П. является Персефона, вместе с нимпочитаемая и призываемая. Как бог смерти, Аид был страшным богом, самоеимя которого боялись произносить, заменяя его различнымиэвфемистическими эпитетами - между прочим и названием П., вошедшим вупотребление начиная с V в. и окончательно вытеснившим первоначальноеимя, еще исключительно употреблявшееся Гомером. Вместе с переменою именипроизошла и перемена самого представления о П., значительно смягчившаяего безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влиянием елевзинскихмистерий, ему стали приписываться качества бога плодородия, в связи смистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как быпогребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни вколосе) с загробною судьбою человека. Миф П., как бога нежеланного,страшного, не богат подробностями. Гомер, называющий его также ЗевсомПодземным, знает П. исключительно в качестве бога смерти и представляетего лично стерегущим врата своего царства. (pularthV). Здесь сразился сним Геракл, когда ходил добывать для Еврисфея адского пса Цербера;Геракл ранил П. в плечо, бог должен был покинуть свое царство иотправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону (Ил. V, 395сл.). В другой раз покинул П. преисподнюю для похищения Персефоны. Мифэтот - уже после гомеровского происхождения и локализировался вразличных местах древнего мира, особенно в Елевзине и Сицилии. Наконец,П. упоминается еще в сказаниях об Орфее, сходившем в ад за своею женоюЭвредикой и тронувшем своими песнями жестокие сердца П. и Персефоны. Вразличных сказаниях упоминается еще волшебная шапка П. (kuneh - собств.род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевавшего ееневидимым (ср. "Шапку невидимку" наших и немецких сказок). Ее надеваетПерсей, убивая Медузу, Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не бытьузнанною последним (Ил. V, 844 сл.); в гигантомахии она покрывает головуГермеса. Культ П. встречался в Греции не часто. Собственно емупосвященный храм известен лишь один, в Элиде. Во всех других случаяхкульт П. соединен с культом других хтонических божеств, при чем П.является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшногобога смерти. Места почитания П. локализировались обыкновенно близглубоких пещер, расселин в земле и т. п., в которых суеверие видело"входы в подземное царство". В жертву П. приносился обыкновенно черныйскот. Национальный римский бог смерти и подземного царства был Орк, вобщем подобный Плутону. Греческое название Pluto распространилось уримлян сравнительно поздно; по крайней мере Деций Мус, обрекая себя вжертву подземным богам, не произносит, у Ливия, имени П. Изображения П.сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Онизображается в типе весьма близком к Зевсу, с двузубцем или жезлом вруке, иногда с рогом изобилия. У ног П. на одной статуе сидит Цербер. А. Щ.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Плутовской" в других словарях:

  • плутовской — 1. см. мошеннический. 2. см. хитрый Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. плуто …   Словарь синонимов

  • ПЛУТОВСКОЙ — ПЛУТОВСКОЙ, плутовская, плутовское. 1. Мошеннический, свойственный плутам. Плутовские приемы игры в карты. «У крестьян землицы косячок изрядный оттягал, отрезал плутовским манером.» Некрасов. 2. Хитрый, коварный, лукавый, выражающий лукавство.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЛУТОВСКОЙ — ПЛУТОВСКОЙ, ая, ое. 1. Мошеннический, обманный. Плутовские приёмы. 2. Хитрый, лукавый (разг.). Плутовская улыбка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПЛУТОВСКОЙ РОМАН — ПЛУТОВСКОЙ РОМАН, одна из ранних форм европейского романа (16 18 вв.), зародившаяся в Испании (анонимная повесть Ласарильо с Тормеса , 1554; Хромой бес Велеса де Гевары, 1641; История Жиль Блаза из Сантильяны А.Р. Лесажа, 1715 35). Повествует о… …   Современная энциклопедия

  • ПЛУТОВСКОЙ РОМАН — одна из ранних форм европейского романа (16 18 вв.), зародившаяся в Испании (анонимная повесть Ласарильо с Тормеса ). Повествует о похождениях ловкого пройдохи, авантюриста, обычно выходца из низов или деклассированного дворянина …   Большой Энциклопедический словарь

  • Плутовской роман — ПЛУТОВСКОЙ РОМАН, одна из ранних форм европейского романа (16 18 вв.), зародившаяся в Испании (анонимная повесть “Ласарильо с Тормеса”, 1554; “Хромой бес” Велеса де Гевары, 1641; “История Жиль Блаза из Сантильяны” А.Р. Лесажа, 1715 35).… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Плутовской роман — Подглядывание  обычный приём пикарескной фабулистики Плутовской, или пикарескный роман (исп. novela picaresca)  ра …   Википедия

  • плутовской роман — одна из ранних форм европейского романа (XVI XVIII вв.), зародившаяся в Испании (анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса», «Хромой бес» Л. Велеса де Гевары, «История Жиль Блаза из Сантильяны» А. Р. Лесажа). Повествует о похождениях ловкого… …   Энциклопедический словарь

  • плутовской роман — одна из первых форм романа, повествующая обычно о похождениях ловкого пройдохи, часто выходца из низов или, наоборот, опустившегося дворянина, авантюриста, попадающего в различные комические ситуации. Как правило, плутовской роман не имеет чёткой …   Литературная энциклопедия

  • ПЛУТОВСКОЙ РОМАН — ПЛУТОВСКОЙ РОМАН, одна из первых форм европейского романа (XVI—XVIII вв.). Зародился в Испании (анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса»). П. р. повествует обычно о похождениях ловкого пройдохи, авантюриста (пикаро), выходца из низов или… …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»