- Папирус
- Папирус (истор.). - В древности П. встречался в Египте очень часто;на барельефах он представляет обыкновенно растение болот и служил гербомДельты. Впоследствии его культура стала монополией; его разводили нанемногих местах, желая поднять еще более и без того высокую цену. П. мограсти только у стоячих вод; мало помалу он исчез из Египта. П. служилдля самых разнообразных целей. Мягкие части доставляли сладкий сок,нижнюю часть жарили и употребляли в пищу; молодые экземпляры шли в пищуцеликом; корень служил горючим материалом, удобным для плавления меди ижелеза; из коры делали сандалии, волокна шли для тканей всякого рода,ценившихся выше льняных: из связанных стволов приготовляли двухместныечелноки для рыбной и птичьей ловли и даже иногда большие суда (Лепсиус:"Denkm."; Плиний, говорит, что на одном таком судне доехали до Цейлона).Особенно важно было употребление П. в качестве письменного материала.Сердцевину, толщиной в кисть руки, разрезали на продольные полосы,которые плотно укладывали на гладкую доску; поперек, под прямым углом,клался другой слой сердцевины; затем все это клалось под пресс ивысушивалось на солнце. Получалась прочная длинная страницасветло-желтого цвета, если П. был молод, или темно-желтого, если он былстар; последний сорт предпочитался египтянами, первый был в употреблениив римское время. Страницы склеивались в длину и свертывались в свитки, ане сшивались в виде книг. Таким образом получались иногда чрезвычайнодивные полосы, доходящие до десятков метров (напр. так наз. великий П.Harris в Лондоне, состоящий из 71 стр.). Строки шли по узкой части, но вофициальных документах, написанных демотическим письмом, мы находим ипродольные строки во всю длину свитка, доходящие до нескольких метров.Употребление П. в качестве писчего материала было известно египтянам ещево времена древнего царства; памятники этой эпохи еще не изданы. Большойизвестностью пользуются П. среднего царства: так называемые путешествиеСинухи в берлинском музее, "История крестьянина" в Лондоне, "Приключениена Змеином о-ве" в Эрмитаже и др. От времен нового царства дошло до насмножество П. самого разнообразного содержания. Весьма интересны школьныететради писцов (П. Sallier и Anastasi), судебные акты (П. Abbot, Lee,Rollin и др.), сказки (П. Оrbiney, Harris 500 и др.), письма чиновникови официальные бумаги, молитвы богам и другие религиозные тексты,особенно Книги мертвых. Со времен XXV династии кроме П., написанных, каки раньше, иератическими письменами, начинают все более и болееприобретать права гражданства и демотические. От позднейших эпох Египтаосталась масса греческих, коптских, арамейских и арабских П., рассеянныхпо всем музеям и коллекциям. Находят египетские П. большей частью примумиях, нередко, в особых футлярах. Издания египетских П: "Select papyri in the bieratic сharakter fromthe collections of British Museum" (Л., 1842-60); Mariette, "Les papyr.du musee de Boulaq" (П., 1872-77); Pieyte-Rossi, "Le papyrus de Turin"(Лейден, 1869-76); Leemans, "Aegypt. Monument. van bet Leiden" (Лебден,1839 Сл.); Maspero, "Memoires sur quelques papyr, du Lonvre" (П., 1875);Ebers-Stern, "Papyros Ebers"; Erman, "Die Marchen des Papyr. Westcar"(B., 1890); Chabas, "Le papyr. magique Harris" (Шалон yа Саоне, 1860);Birch, "Facsimile of an hieratic papyr. of the reign of Ramses III" (Л.,1876); Deveria, "Le papyr. judiciaire de Turin" (П., 1868); Hess, "Derdemot. Roman von Stne" (Лпц., 1888); "Der gnostische Papyr. von London"(Фрейбург, 1892); Revillout, "Chrestomathie demotique" (П., 1880) и мн.др. Б. T.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.