- Оперетта
- Оперетта - небольшая опера, в которой отдельные муз. номера связаныне речитативами, а диалогами. В О. все музыкальные номера меньше поразмеру, проще по форме и по фактуре, чем в опере. О. состоит из одного,двух или трех актов, не более. Сюжет О. - исключительно комический. Хотяитальянскую opera-buffa нельзя вполне считать О., но она генетическисвязана с нею. Первой формой operabuffa было веселое интермеццо,исполнявшееся между актами серьезной оперы, чтобы путем контраставозвысить художественное действие серьезной оперы. Выдающимисякомпозиторами в этой области были Лагрошино, Пиччини, Галуппи,Паизиелло, Чимароза, позднее Россини, Доницетти. Opera-buffa естьпродукт XVIII ст. После изгнания итальянской opera-buffa из Парижа, тамявилась французская оперетта: "Comedie а ariettes". Первое сочинение вэтом роде, " Les troqueurs", написал Антуан д'Оверн (1754); затем О.писали во Франции Дуни, Филидор, Монсиньи, Гретри, д'Алейрак, Госсек,Катель, Николо Изуар. У позднейших композиторов О. скорее переходит вкомическую оперу (Буалдьё, Адам, Мегюль, Обер). Позднейшая О. во Францииполучила у Герве, Оффенбаха, Лекока и мн. др. характер музыкальнойсатиры. В Германии О. зародилась в начале второй половины XVIII стол.Первая О.: "Der Teufel ist los", с музыкой Штандфуса, была дана вЛейпциге, в 1752 г. О. писал еще Адам Гиллер. В Вене О. появилась годомраньше, чем в Лейпциге: "Der Krumme Teufel" написана Иосифом Гайдном в1751 г. В 1768 г. Моцарт (отец) написал "Bastien und Bastienne". ДляВены оперетты писал еще Карл Диттерс фонДиттерсдорф. В Мюнхене в этойобласти действовал Винтер, в Мангейме - Гольцбауэр, в Берлине - Андре,Иоган Шульц. Писали еще О. Цумштеег, Бенда и др. Под влиянием новейшейфранц. О. развилась новейшая немецкая, представителями которой являютсяЗуппе, Иоганн Штраус, Миллекер, Целлер. В Англии во второй половине XIXстол. О. стала пользоваться особенными симпатиями; из композиторов ееособенно известны Сюлливан и Осмонд Карр. Хотя в Poccии иностранная О.пользуется yспехом, но до сих пор попытки в области русской О.оказывались ничтожными. Названиe "О." установилось в середине прошлогостолетия. К области легких сценических представлений с музыкой относитсяи водевиль. Н. С.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.