- Водевиль
- Водевиль. Франц. слово Vaudeville происходит от слова Vaux-de-Vire,т. е. долина г. Вира в Нормандии, место рождения народного поэта ОливьеБасселена, который здесь впервые стал слагать юмористические песенки,названные водевирами, а позднее водевилями. В XV и XVI стол. этипесни-водевили, слагавшиеся неизвестными авторами всатирическо-юмористическом духе по поводу разных событий политическойжизни, сделались очень популярными во Франции и распевались бродячимипевцами, между прочим, на мосту Пон-Нёф в Париже (отсюда их стали частоназывать пон-нефами). Иногда, впрочем, В. не имел сатирическогосодержания и являлся простой застольной веселой песнью. Как лучшиеслагатели В. песен в ХVIII в. известны Пирон, Панар и Коллэ, печатавшиeих в "Almanach dea Muses". В 1792 - 1793 гг. появились две книжки:"Constitution en vaudevilles" (Merchant) и "La Republique envaudevilles", в которых новые учреждения изображались в юмористическомвиде. Превращение водевильных песен в особый род драматических произведенийпроизошло не ранее XVIII века. Антрепренёры ярмарочных театров вставлялииногда в пьесы подходящие песенки-В. С 1712. года Лесаж, Фюзелье иДорневаль начали сочинять пьесы с водевилями, Лесаж издал сборник:"Theatre de la Foire ou L'Оpera Comique, contenant les meilleurespieces, qui out ete representees aux foires de Saint Germain et de SaintLaurent. avec une table de tous les vaudeirilles et autres airs etc."(Париж, 1721 - 37). В 1753 г. Вадэ сделал первую попытку специальнозаказать музыку к сочиненной им пьесе: "Les Тгоqueurs". Седэн, Ансом,Фавар и др. последовали его примеру; музыку для них писали Гретри,Филидор, Моасиньи и др. Мало помалу новая музыка вытеснила мотивы старыхводевилей: стали появляться пьесы переходного типа, которые не совсемправильно были названы комическими операми (вероятно, от имени театраOperacomique, где впервые они стали даваться). По мере того какразговорная часть в этих пьесах увеличивалась и действие сталопрерываться только вставными куплетами, этот новый жанр драматическихпроизведений вылился в той своеобразной форме, которую без существенныхизменений сохранил современный В. В 1792 г., когда была провозглашенасвобода театров, в Париже была открыта специальная водевильная сцена,которая и называлась Theatre Vaudeville. Из водевилистов, произведёниякоторых имели успех в эпоху первой империи и реставрации, назовемДюпати, Дезожье, Баяра, Мельвиля и знаменитого Скриба, который считаетсятворцом В. новейшей формации; позже в том же жанре прославился Лабиш. В.до настоящего времени остается своеобразным продуктом французскогоesprit, нося на себе отпечаток легкой элегантной парижской жизни, с еекрасивой, жизнерадостной чувственностью и тонкой, ничего не щадящейостроумной фразой.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.