- Нобель
- Нобель (Людвиг Эмманулович) - известный нефтепромышленник, род. вСтокгольме в 1831 г., ум. в Канне в 1888 г. Отец Н., инженер ЭммануилН., имел в СПб. собственный механически завод и дал своему сынупрекрасное техническое образование. Дело своего отца Н. продолжал средким успехом и своею полною энергии и труда деятельностью оказал нашейотечественной промышленности неоценимые заслуги В период последнейрусско-турецкой войны на заводе Людвига Н. не только в самые короткиесроки исполнялись различные заказы для нашей полевой артиллерии, нонередко блестящим образом разрабатывались и самые образцы для полевыхорудий. С осени 1876 г. В. стал заниматься новым, находившимся в ту поруу нас еще в зачаточном состоянии, делом - нефтяной промышленностью, идостиг в этом деле блестящих результатов. До Н. сырая нефть и керосин сместа добычи на заводы обыкновенно доставлялись в бочках на арбах; такаяхлопотливая перевозка обходилась очень дорого; цена бочки, напр.,увеличивала стоимость керосина на 40 коп. с пуда. Полученный набакинских заводах керосин обыкновенно отправлялся из Баку вэмалированных бочках почти исключительно на парусных судах к устьямВолги, где перегружался в речные суда и отправлялся в Нижний Новгород,оттуда развозился по разным местностям России. Такая примитивнаяорганизация нефтяного промысла была причиною того, что бакинскиезаводчики не могли выносить конкуренции америк. керосина без возвышенияна него пошлины. Ознакомившись ближе с русскими нефтяными богатствами наАпшеронсксм полуострове, Н. сразу понял все значение, которое нефтянаяпромышленность должна иметь в России, если ее организовать согласнотребованиям современной техники, и он употребил всю свою несокрушимуюэнергию), чтобы создать рациональное устройство нашей нефтянойпромышленности. Достигнутые Н. результаты превзошли всякие ожидания. Н.заменил живую силу для перевозки нефти с промыслов на заводы трубою ипаровым насосом, организовал перевозку готовых нефтяных продуктов поКаспию и Волге в наливных железных пароходах и баржах, а по жел. дорогам- в вагонных чанах (цистернах); заменил прежние земляные ямы, служившиедля склада нефтяных продуктов в бочках, железными резервуарами.Вследствие этих нововведений, а также вследствие разных техническихприспособлений, примененных им при самой обработке нефти, русскийкеросин не только совершенно вытеснил из России американский, но иявился сильным конкурентом последнего на заграничных рынках. По примеруН., открытою им наливною системою для перевозки керосина теперьпользуются и американцы. В настоящее время Товар, бр. Н. представляютсамую значительную из всех русских нефтепромышленных фирм. В 1891 г.завод Товар. получил 36 милл. пд. нефти, выработал 17 милл. пд. керосинаи 11/2 милл. пд. смазочных масел; вывоз с завода в означенном годусоставлял более четверти общего вывоза. Товар. Н. имеет резервуары вовсех значительных городах России, целый флот собственных пароходов ипарусных судов для морской наливной перевозки и вагоны-цистерны на всехпочти рельсовых русских путях. За выдающиеся заслуги в техническом ипромышленном деле, технологический институт присвоил Н. званиеинженера-технолога.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.