- Народничество
- Народничество. - термин этот не имеет вполне точного значения.Возникнув в 1870х гг., он употребляется в самых разнообразных смыслах.Так, в начале 1880-х гг., когда шла ожесточенная полемика между"либеральной" журналистикой и уличным патриотизмом, словом "народники"иногда обозначались представители грубого шовинизма и разнуздыванияинстинктов толпы. Вместе с тем "Н." часто употреблялось и употребляетсякак синоним демократизма и вообще интереса к народу. В обзорах новейшейрусской литературы обыкновенно выделяют в одну общую группу"беллетристов-народников" и включают в нее как Глеба Успенского, так иН.В. Златовратского, хотя они - представители весьма различных взглядовна народную жизнь. Само название "народник" почти никто из нашихписателей и публицистов за собой не признавал. Один только Каблиц-Юзовназвал свои взгляды "основами Н.", чем не мало содействовал тому, чтомногие, по существу своих воззрений весьма близко подходившие к Н.,протестовали против именования их народниками. В Н. Юзова было слишкоммного примирения с явлениями, возмущавшими гражданское чувство, а ещеболее отталкивали грубые нападки на интеллигенцию, обзывание такихписателей, как Н.К. Михайловский, А.Н. Пыпин и др., "либеральнымибудочниками" и т.д. После смерти Юзова и благодаря нарождению такназываемых "марксистов", термин "народник" как будто опять оживает.Писатели, группирующиеся около журнала "Новое Слово", главным теоретикомкоторых является В.П. Воронцов, сами себя не называют "народниками", нои не возражают, когда их так называют другие. В лучшем своем смысле Н.должно быть признано весьма знаменательным явлением нашей духовнойжизни. Великий раскол русской интеллигенции, происшедший в концетридцатых и начале сороковых годов и разбивший русскую общественнуюмысль на два главных русла - западничество и славянофильство, - породилмного партийной односторонности и мешал правильной оценке явленийрусского духа и русской жизни. Так, Белинский пренебрежительно относилсяк народной словесности; так, с другой стороны, называя Запад страной"святых чудес", славянофилы присоединялись к формуле: "Запад сгнил".Только в виде исключения люди одной партии не стеснялись брать измиpoсозерцания другой то, что оказывалось в нем верного: так, Герцен,ближе ознакомясь с западноевропейской жизнью, пришел к убеждению, чтоесть какая-то особенная русская народная психология, полная неотразимогообаяния и высокооригинальная. 60-е годы были эпохой торжествазападничества. Громкие триумфы естествознания, смелые завоеваниясвободной мысли, возрождение европейской демократии, оправившейся отнеудач 1848 г., реформы, вводившиеся в то время у нас одна за другой -все это отодвигало на задний план наши национальные особенности, напервый взгляд столь серые и грубые. 70-е годы выдвигают на первый планбеспредельное народолюбие, в специальном смысле любви к мужику;"кающиеся дворяне" (по меткому выражению Н.К. Михайловского) всецелопосвящают свою жизнь на то, чтобы загладить перед мужиком вековую винубарства - интеллигенции. Начинается усиленное изучение разных стороннародной жизни, как теоретическое, так и практическое, путемнепосредственного сближения. И по мере того, как изучалась народнаяжизнь, все крепло убеждение, что народная масса - стихия не инертная ине серая, окрашенная в весьма определенный цвет и покоящаяся на устоях,вовсе не враждебных лучшим заветам европейской культуры. Страх,внушенный тем, что представители так наз. "официальной народности"всегда говорили от имени "народа", рассеялся, и вопрос о "самобытности"получил совсем новую постановку, несвободную от крайностей: народные"устои" (которыми теперь стали считать только общинное начало, артельноеначало и брожение религиозной мысли) были не только признаны явлениемдостойным уважения, но прямо были поставлены выше духовных устоевинтеллигенции. Особенно заметно сказалось новое отношение к народу как вколичестве статей, посвященных народной жизни, так и в общем ихнаправлении. Стремлением к идеализации народа отличалась в особенности"мужицкая беллетристика". За единственным исключением Глеба Успенского,все остальные "беллетристы-народники" - Златовратский, Нефедов, Наумов,Засодимский и др. - рисовали все или величавых Микул Селяниновичей илидеревенских Лассалей или праведников всякого рода. В областитеоретической мысли наиболее ярким выражением народнического настроения70-х гг. были шум, поднятый по вопросу о "деревне". Небольшая статья в"Неделе" (1875) о том, почему литература пришла в упадок, подписаннаяникому неизвестными инициалами П.Ч. и принадлежавшая перу писателя (П.П.Червинского), никогда более не останавливавшего на себе внимания большойпублики, создала целую литературу журнальных и газетных статей, долго иусердно разбиравших тезис статьи, что интеллигенция должна учитьсянравственности у "деревни". В числе лиц, поддержавших это восторженноеН., оказался Кавелин, как раз тогда занимавшийся общиннымземлевладением. Через некоторое время еще более решительную поддержкуоказала "деревне" известная исследовательница Ефименко, показав высокийнравственный смысл многих начал, лежащих в основе русского обычногоправа. Приблизительно к этому же времени относится образованиеспециальных комиссий в географическом и вольном экономическом обществахдля изучения обычного права, общинного землевладения, раскола, артелей иряд работ (А.С. Посникова, П.А. Соколовского, В. Орлова, С.Я. Капустина,Якушкина, Пругавина, П.С. Ефименко и др.), посвященных научномуконстатированию замечательных "особенностей" нашей народной жизни. Вэтом виде русские "особенности" признавали и противники "деревни". Так,Н.К. Михайловский в обширных статьях, посвященных "деревне", указываяопасность и односторонность нового лозунга, вместе с тем энергичнопротестовал против того, что "к нам должна быть целиком пересажена"Европа"; он же указал, что закон Маркса о трех фазисах экономическойжизни есть закон исторический, выведенный из наблюдений над европейскойжизнью, а не естественноисторический, и Россия, именно благодаря"особенностям" общинно-артельного духа русского народа, может и непройти через капиталистический фазис. В 80-х и 90-х гг. развитиюнароднического настроения способствовали А.Н. Энгельгардт с егоувещаниями "сесть на землю", и Лев Толстой с его опрощением, в основекоторого лежит нравственное превосходство народа над образованнымиклассами. Так называемый "экономический материализм" снова приковалвнимание общества и литературы к вопросу об основных чертах русскогонародного быта и русского народного духа. Ср. Юзов-Каблиц, "Основынародничества"; Михайловский, "Записки Профана" и "Литература и Жизнь"(в "Русском Богатстве"); Пыпин, "История русской этнографии"; В.В. (В.П.Воронцов), "Наши направления" (СПб., 1894); Струве, "Критическиезаметки" (СПб., 1894); Волгин, "Обоснование Н. в трудах В.П. Воронцова"(СПб., 1896); Южаков, "Социологические этюды" (т. II). С. Венгеров.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.