Крещение

Крещение
Крещение - первое из христианских таинств, принимаемое всемихристианскими вероисповеданиями и сектами, хотя и не в одинаковомсмысле, и знаменующее собою вступление в состав церковного общества.Погружению в воду или обливанию у всех почти народов древности -халдеев, финикиян, египтян, персов, отчасти у греков и римлян -усвоялось особое значение, в смысле не только физического, но инравственного очищения. По словам Макробия, у римлян обмывалиноворожденных в воде в восьмой или девятый день по рождении, причемнарекали им имя (подробнее см. Migne, "Encyciopedie theologique", т.VII, под словом bapteme). Как особое сакраментальное установление, К.существовало, по свидетельству многих писателей, у евреев, незадолго допоявления христианства, именно в период послемаккавейcкоговосстановления культа для так называемых "прозелитов врат"; оно заменялодля них обрезание. Даже у природных последователей Моисеева закона оносуществовало некоторое время, как "утверждение обрезания", егодополнение. Наконец, оно упоминается в числе мистерий секты ессеев, укоторых совершалось с особенными тайными церемониями. - Упоминая об этойчисто внешней аналогии культовых обрядов разных народов с христианскимводным крещением, большинство исследователей отказывается, однако,находить генетическое соотношение между ними. На почве христианстваустановлению собственно христианского таинства крещения предшествовало"крещение Иоанново" - Иоанна Предтечи, который, проповедуя иудеямгрядущего Мессию, крестил в Иордане приходивших к нему и самого И.Христа. Когда именно учреждено собственно христианское К., об этомсуществуют между богословами различные мнения. Некоторые (блаж.Августин) думают, что слова Евангелия: сам Иисус не крестил, но ученикиего (Иоан. III, 22, IV, 1-2), указывают на установление христианскогоК., совершавшегося апостолами по уполномочию от И. Христа; другиеотносят начало его к беседе И. Христа с Никодимом (Иоан. III), третьи -ко времени послания И. Христом на проповедь семидесяти апостолов (Лук.X). На основании евангельской параллели между деятельностью Предтечи идеятельностью И. Христа (Mф. III, 1-2, 5-6; Луки VIII, 29-30)большинство богословов думает, что во время земной жизни И. Христаучениками его совершалось еще К. Иоанново, а христианское К. былоустановлено лишь словами, сказанными И. Христом к апостолам предвознесением Его на небо: "идите и научите все народы, крестя их во имяОтца и Сына и св. Духа" (Матф. XXVIII, 19: Марк. XVI, 16). При апостолахкрещению предшествовало наставление вере в И. Христа. Самое К.совершалось чрез погружение в воду, что видно из названия его(baptisma), а также из К. вельможи царицы Кандакийской апост. Филиппом.У апост. Павла К. называется также баней (loutron) возрождения. Вовремена послеапостольские взрослые приготовлялись к К. чрез оглашение.Оглашаемые (caouonteV) разделялись на три степени. Первую степеньсоставляли "слушающие" (acouontez, audientes), т. е. заявившие о желаниивступить в церковь и подучившие право входа в храм для слушания св.Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, "припадающие" или"преклоняющие колена" (prospiptonteV, genuflectentes, orantes), имелиправо присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных.Третью степень оглашенных составляли "требующие" (соmреtentes), т. е.готовые принять К. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения -о Св. Троице, о церкви и т. д. Пред Пасхой желавшие принять К. вносилисвои имена в список крещаемых (о чем говорит IV-й карфагенский собор). ВРиме это обыкновенно делалось за 40 дней до К., после чего оглашеннымусвоялось название избранных - electi; они облекались во власяницу,появлялись между людьми не иначе, как с закрытым лицом, соблюдалисуровый пост. В четвертое воскресенье поста - у латинян, во второе - угреков им назначались новые, христианские имена, после чего ониисповедовались. Перед самой Пасхой они изучали символ веры и молитвуГосподню и подвергались заклинаниям, что вместе носило названиескрутиций (Scrutitia). Оглашение обыкновенно продолжалось два года,иногда более (для бывших жрецов - три года), иногда - менее. Иногдаоглашенные откладывали крещение до последних дней жизни, чтобы умеретьсвободными от грехов (так было, напр., с Константином Вел.). Церковь,вообще говоря, не одобряла "отлагающих К.". Совершителями К.торжественного (большого числа крещаемых) были обыкновенно самиепископы. Обычным в древности временем совершения торжественного К. было"навечеpиe" Пасхи и Пятидесятницы. Местом К., во времена гонений нахристианство, были реки, ручьи и т. п., при чем нет указаний на то,чтобы совершался, предварительно К., особый чин освящения воды. Современи Константина Вел. К. происходило в баптистериях - бассейнах воды,устроенных в особых зданиях или при самом храме. О том, что К.совершалось только чрез погружение, письменные памятники свидетельствуютединогласно (на Востоке - до VIII в. включительно, на Западе - до VIв.). Существовало ли в древней церкви, хотя в исключительных случаях, К.чрез обливание и окропление - это спорный вопрос церковной археологии.Непосредственно после погружения на Западе пресвитер помазывал челокрещаемого священным елеем, а епископ возлагал ему на главу покрывало(chrismale, velamen misticum); затем его облекали в белую льнянуюодежду. Носившие ее назывались leuceimonvnteV, in albis incidentes. НаЗападе ее носили восемь дней; в Египте ее сохраняли до самой смерти,надевая ее в более торжественные моменты жизни и пред самой смертью. Нановокрещенного возлагался иногда венок из цветов, из миртовых илипальмовых листьев; в Африке, кроме того, ему надевали на руку перстень,по подобно евангельского блудного сына; по некоторым известиям,новокрещенному давались особые благословенные туфли. В некоторых церквахесли не сам епископ, то пресвитер или диакон умывал и утирал ногикрещенного по выходе его из воды. С светильниками в руках новокрещенныешли процессией из крещальни в храм, где причащались св. Тайн; после тогоим давали вкушать меда, смешанного с молоком, в знак вступления их вцерковь, как в некую новую "обетованную землю, кипящую медом и млеком".Мученики, над которыми церковь не имела возможности совершить К. водное,считались крещенными в самом акте мученичества; это называлось"крещением кровью". В Азии и Африке еретиков, обращавшихся к церкви,перекрещивали, в Риме же довольствовались возложением на них рукепископом. Позже установлено перекрещивать только тех еретиков, которыекрещены были не во имя Отца и Сына и Св. Духа. Тяжко больных изаключенных в тюрьмах крестили чрез обливание или окропление. К.младенцев еще со времен апостольских составляет бесспорный догматцеркви. По общему учению православия и католичества, К. есть таинство, вкотором крещаемый, с произнесением слов: "крещается во имя Отца и Сына исв. Духа", Божией благодатью очищается от всякого греха и соделываетсяоправданным и освященным. К., как духовное рождение, не повторяется,если один раз совершено правильно. Однократное погружение, которымкрестили еретики (евномиане и др.), не признается за К. Протестантствосчитает К. лишь внешним символом даруемого человеку, независимо от еговоли, прощения грехов. По Кальвину и Цвингли, К. - простой "знакбожественной благодати, удостоверяющий верующих в божественныхобетованиях". Анабаптисты, отвергающие К. младенцев, считают К. зааллегорический знак возникающей и развивающейся независимо от негодуховной жизни христианина. Социниане учат, что К. не есть орудиеблагодати, преподаваемой верующим, а простой обряд, совершаемый лишь длятого чтобы отличить христианина от не христиан. В православной церквивзрослого (с 7 лет) крестят не иначе, как по научении вере илиоглашении; что касается младенцев, то забота о научении их веревозлагается на восприемников. До К. взрослых не христиан над нимисовершается, в притворе церкви, три оглашения. В случай смертнойопасности для крещаемого, К. совершается по сокращенному чину; если нетпри этом священника, позволяется совершать К. мирянину (под условием,чтобы он был православный, понимал смысл таинства, не был двоеженцем ине совершил тяжкого греха), чрез погружение или обливание, но поднепременным условием произнесения слов: "крещается во имя Отца и Сына исв. Духа". В случае выздоровления крещенного сокращенным способом,священник дополняет К. чтением всех опущенных молитв, положенных пополному чинопоследованию таинства. Имя крещаемому младенцупредоставляется выбирать его родителям; крещаемые взрослые выбирают егосами; если выбор предоставляется священнику, то он обязан выбирать имясвятого, ближайшего, по времени празднования, ко дню рождениякрещаемого, и не должен выбирать имени неудобного для произношения, воизбежание его искажения. Запрещается давать одно и тоже имя двум детямодних родителей; в западных губерниях запрещается давать именакатолических святых. Если, по ошибке, дано ребенку имя, несоответствующее его полу и ошибка замечена уже после К., младенцаприобщают св. Тайн и во время причащения священник произносить егодолжное имя, о чем отмечается в метрической книге. Вода для К. должнабыть не холодная (принимается к сведению совет медиков о том, чтобытемпература ее была в 24%- 26% Реомюра), без примесей и не может быть низаменяема другою жидкостью, ни разбавляема другою водою (напр.богоявленской). К. должно быть совершаемо в церкви, на дому же - лишь всамых крайних случаях. Детей-подкидышей предписывается крестить, если быдаже при подкинутии их и имелась записка, с означением что младенецкрещен, но без указания - кем. Дети от смешанных браков, если один изсупругов - православный, должны быть крестимы по православному обряду.Крещаемые евреи крестят обязательно с собою и детей до 7 лет: с отцомкрестятся сыновья, с матерью - дочери. Иноверцы, имеющие более 14 лет,могут быть крещены и без согласия родителей. Восприемниками не могутбыть явные грешники, монашествующие и совершенные невежды;восприемничество заочное воспрещается; при К. младенца мужского поладовольно одного восприемника, женского - одной восприемницы. Разрешаетсякрестить в одной и той же воде нескольких младенцев. Подробнее см."Чинопоследование крещения" по православному обряду в богослужебнойкниге "Требник". Ср. Алмазов, "история чинопоследований крещения имиропомазания" (Казань, 1884); Chardon, "Histoire des sacrements" (визд. Миня, "Carsas completus Theologiae", t. XX); Reiches, "Debaptismatis origine et necessitate..." (Геттинг., 1816); иером.Амвросий, "Таинство крещения по чину православной церкви" ("Странник"1864). Н. Б.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Крещение" в других словарях:

  • Крещение —  Крещение  ♦ Baptême    Слово «крещение», указывает Вольтер, пришло из греческого языка, в котором означало «погружение».    «Людям, которые всегда руководствуются чувством, – пишет он, – нетрудно было вообразить, будто то, что очищает тело,… …   Философский словарь Спонвиля

  • КРЕЩЕНИЕ — (от греческого baptizo окунаю), одно из главных христианских таинств. Совершение крещения связывается с принятием верующего в лоно церкви. По ее учению, это означает, что человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа… …   Современная энциклопедия

  • КРЕЩЕНИЕ — КРЕЩЕНИЕ, крещения, ср. (церк.). 1. Христианский обряд, совершаемый над младенцами (или взрослыми) для включения их в число членов церкви. 2. (К прописное). Один из главных (двунадесятых) праздников у православных христиан (церк.). В канун… …   Толковый словарь Ушакова

  • крещение — испытание, обряд, крещенье, крестины, таинство, праздник Словарь русских синонимов. крещение сущ., кол во синонимов: 13 • водокреща (4) • …   Словарь синонимов

  • крещение —     КРЕЩЕНИЕ, Богоявление     КРЕЩЕНСКИЙ, богоявленский …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • КРЕЩЕНИЕ — одно из христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой) …   Большой Энциклопедический словарь

  • КРЕЩЕНИЕ — КРЕЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. крестить, ся. 2. Христианский обряд (таинство) принятия кого н. в число верующих, приобщения к церкви и наречения личного имени. Принять к. 3. (К прописное). Зимний церковный праздник крещения Христа. • Боевое крещение1) о …   Толковый словарь Ожегова

  • Крещение — (этнографич.). Совершение таинства св. Крещениясопровождается на Руси пиром (крестины), к которому приглашаютсязнакомые и родственники. В Великороссии бабка угощает отца окрещенногомладенца крестильной кашей или кр. сбитнем смесью соли, перца,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Крещение — Господне один из важнейших моментов в земной жизни И.Христа. Когда настало время для Его выступления на общественнуюдеятельность, Он, имея около 30 лет от рода, оставил уединенный Назарети явился на берега Иордана, где К. совершал Иоанн Предтеча… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • крещение — – попеременный занос авто то влево, то вправо. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»