- Крещение
- Крещение (этнографич.). Совершение таинства св. Крещениясопровождается на Руси пиром (крестины), к которому приглашаютсязнакомые и родственники. В Великороссии бабка угощает отца окрещенногомладенца крестильной кашей или кр. сбитнем - смесью соли, перца, хрена ит. п. Отец, для общей потехи, морщась ест, а затем платит бабке деньги.В Волынской и Подольской губ. кладут на порог избы топор и горящиеуголья; на них должны наступить кумовья, идя крестить ребенка в церковь.Кума берет в карман иголку и краюшку хлеба, что служит доброю приметойдля будущего благосостояния младенца. В тех же губ. весьма охотно идут ввосприемники незаконнорожденного младенца, так как, по поверью, у такогокрестного отца будет хороший скот и хозяйство; веревку, служившую приэтом поясом, берегут как целебное средство. В Уманском у. Киевской губ.кумовья, прежде чем нести дитя крестить, расстилают кожух и кладут нанего отцовские штаны, если родился мальчик, а если девочка - рубахуматери; сверху кладут ребенка, качают его, бросают на кожух деньги изатем идут в церковь. Кожух и деньги служат предзнаменованием счастья. ВМалороссии крестины празднуются или сейчас после К., или несколько днейспустя; гости оделяют деньгами бабку и новокрещенного. По окончанииугощения кумовья подносят отцу житную квитку (букетик) и житную водку;жито здесь служит символом доброго житья. Ср. П. П. Чубинский, "Трудыэтнографическо-статистической комиссии в зап. русском крае" (СПб.1872-77); Хр. Ящуржинский, "Поверья и обрядности родин и крестин"("Киевск. Старина" 1893, № VII).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.